Основные направления русской философии 19-20 вв. Философия В. Соловьева, Н. Бердяева)

Собственно русская философия сформировалась в середине XIX в. Началось - с писем Чаадаева. Потом в 1840-60 гг. разгорелся спор западников со славянофилами. В итоге сформировалась философия всеединства Владимира Соловьева, объединившая позиции Запада и Востока, разум и веру. На рубеже XIX-XX вв. происходит философский ренессанс: Итак, основные направления:

- философия всеединства (Флоренский, Булгаков);

- русский космизм (Вернадский, Циолковский);

- все стратегии мировой философии, особенно экзистенциально-феноменологические;

- марксизм (Плеханов, Ленин).

Октябрьская революция подчинила философию марксистко-ленинской идеологии. Но с 1990-х гг. идет возрождение всех направлений.

А Философские воззрения западников и славянофилов. Представители славянофильства - А.С.Хомяков, И.В.Киреевский и др. Они настаивали на самобытности русской культуры. Только она может осуществить православный христианский идеал. Смысл его - в соборности. Соборность - это сочетание единства и свободы многих личностей на основе их общей любви к Богу. В политике им х-на идея триединства, т.е. сочетания самодержавия монархия, православия и народности. Славянофилы главной опорой развития считали не гос-во, а общину, ее нравственность, основанную на православии. А западники – гос-во и право, но не отвергали и роли общины и православья. Западники были ориентированы на страны Запада, считали их своим идеалом. Западники и славянофилы во многом сближались на почве либеральной освободительной программы и подготовили основу для реформы 1861 г. об отмене крепостного права.

Б Философская доктрина всеединства В.С. Соловьева. Первое место в списке выдающихся имен конца 19 в. занимает В.Соловьев с его философией всеединства. Он рассуждал, что множество созданий может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое - один живой универсальный организм. Речь идет о человеке, обществе, природе, Боге. Человек должен стать Богочеловеком по образу Христа, т.е. у него должны быть развиты в единстве и телесность, и дух. Природа, будучи одухотворена, должна стать Богоматерией. Дело в том, что и человек, и природа имеют смысл только в единстве с Богом. Без него они ничто, их бы не было. С другой стороны, Бог без человека и природы - это всепоглощающее безразличие. Они нуждаются друг в друге. Отсюда и идея всеединства - божественного и мирского. Человечество же в результате истор. развития должно стать Богочеловечеством. Это реализуется в виде вселенской церкви, которая объединит все нации для создания на Земле царства божьего, где не будет соц. противоречий.

В Новое религиозное сознание начала 20 в. Одним из представителей является Н.А.Бердяев. Его называют философом свободы и творчества. Он бросает вызов духу времени, в котором стали господствовать рассудок, расчет и материальный интерес. Он считает, что повседневность обезличивает человека, это еще гениально показал К.Маркс. Но Маркс верил в достижение счастья через полит. борьбу, развитие техники. Бердяев же с этим не согласен. Человек создал технику, но теперь техника подчиняет себе человека. Человек обезличивается в технизированном мире. В такой ситуации для конкретного человека встает проблема собственного существования - экзистенции, поиск смысла в абсурде жизни с ее рассудком и материальными ценностями, техникой.

Д Философия русского космизма. Космисты разрабатывали концепцию о целостности природы, о единстве человека и космоса. Они считали, что, если идти за наукой Нового времени, которая отделяет человека от природы (Декарт разделил мир на субъект и объект), мы получаем разум, который наблюдает за физическими событиями как бы пустого без человека космоса. Т.е. мы - как бы необязательная деталь природы: есть ли мы, нет ли нас - законы природы все те же. Циолковский был с этим не согласен. Мы, считал он, можем понимать природу только когда наши мысли существуют в ней так, как и все другое. Мысли не только отражают природу, они - факт природы, космоса. Русский космизм рассматривает мысли человека как реальное действие человека, а познание - как жизненный факт и фактора эволюции. А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, Н.Федоров и др. - все они космическую тему связывали с нравственностью: без единства человека, общества, космоса невозможна безусловная нравственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: