Темы докладов. 1. Значение для русской философии творчества М.В

1. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.

2. Философские аспекты дискуссии "западников" и "славянофилов".

3. Философские идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Их влияние на духовную жизнь России.

4. Философская система Вл.Соловьева.

5. Русский космизм как философское направление.

6. Проблема " Запад - Россия - Восток", ее философские аспекты.


Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Какие философские идеи русских мыслителей Х1Х - ХХ вв. оказали влияние на развитие мировой философской мысли?

2. Какие отличительные признаки характеризуют развитие русской философии в Х1 - ХУП?

3. Взгляды русских просветителей ХУШ.

4. Раскройте содержание философии русского почвенничества.

5. В чем заключается сущность философии всеединства?

6. Какова роль восточнохристианской патристики в формировании древнерусской философской традиции?

7. Каково влияние западноевропейской науки на русскую философию 18 века?

8. Дайте характеристику основным направлениям русской философии 19 века?

9. Найдите отличия русской философии от западноевропейской?

10. Что такое "новое религиозное сознание" и каковы его основные направления?

11. Укажите направления в русской философии Х1Х - начала ХХ вв.:

1) космизм

2) антропологический материализм

3) прагматизм

4) экзистенциализм

5) интуитивизм

6) славянофильство

7) религиозная философия

8) марксизм

9) философия жизни

10) западничество

12. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм;

2)позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

13. Социальную историю П.Я.Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

14. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на общину;

4) увлеченность языковой культурой

15. А.И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) Западничество;

3) позитивизм;

4) народничество.

16. Всеединство в философии В.С.Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и единство человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

17. В основу мира, согласно взглядам Н.А.Бердяева, заложено:

1) иррациональное начало, существующее раньше бога;

2) стремление к свободе;

3) Бог;

4) София.

18. Термин "ненасилие" в мировоззрении Л.Н.Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное "недеянию" Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) середина между добром и злом;

4) непричинение зла другому.

19. Причина русского коммунизма, согласно Н.А.Бердяеву:

1) в мессианстве;

2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в продолжение западнической политики Петра I.

20. Русская философия, по мнению В.В. Зеньковского, прежде всего:

а) теоцентрична;

б) антропоцентрична;

в) космоцентрична

21. Митрополит Илларион рассматривал познание как процесс:

а) Богоуподобления;

б) развертывания Абсолютной идеи;

в) отражения объективной реальности в форме понятий, суждений, умозаключений и т.д.

22. В "Поучении" Владимира Мономаха доказывалось, что человеку надо:

а) уповать на Бога;

б) не завидовать, творящим беззаконие;

в) творить добро;

г) с сочувствием относиться к монашеству и затворничеству.

д) иметь душу чистую и непорочную.

23. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей прошлого был авто ром теории "Москва - третий Рим"?

а) митрополит Илларион;

б) Нил Сорский;

в) Иосиф Волоцкий;

г) монах Филофей.

24. В теории "Москва - третий Рим" падение Рима и Константинополя объясняется:

а) слабостью их армий;

б) отсталостью их экономики;

в) тем, что Рим и Константинополь изменили истинной вере - Православию.

25. Человек, согласно воззрениям Максима Грека:

а) является центром Вселенной;

б) создан Богом и наделен душой;

в) есть биопсихосоциальное существо.

26. Кому принадлежит это высказывание: "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность"?

а) Ломоносову;

б) Радищеву;

в) Чаадаеву.

27. Основной движущей силой общественного прогресса А.Н. Радищев считал:
а) веру;
б) развитие производительных сил;
в) человеческий разум;
г) просвещение.

28. Основой мироздания П.Я. Чаадаев считал:
а) мельчайшие частицы - атомы;
б) мировой (божественный) разум.

29. Народы Европы, по мысли Чаадаева:
а) во многом живут в подлинной истории;
б) сохраняют преемственность в развитии;
в) еще не проявили свои творческие силы;
г) руководствуются идеями долга, справедливости, порядка.

30. По мнению славянофилов, судьбу народа в первую очередь определяет:
а) экономика;
б) политика;
в) вера;
г) государство.

31. Кому принадлежит это высказывание: "Соборность - это свободное единение людей в любви к Богу и к друг
другу?"
а) И.В. Киреевскому;
б) А.С. Хомякову;
в) К.С. Аксакову;
г) Ю.Ф. Самарину.

32.Философию В.С. Соловьева так и называют: философия…
а) положительного всеединства;
б) субъективного идеализма;
в) диалектического материализма.

33. Софии В.С. Соловьев отводит роль связующего звена между:
а) природой и обществом;
б) Творцом и его творением;
в) человеком и обществом.

34. Этика искупления у Бердяева:
а) основана на своде запретов, табу;
б) держится на страхе наказания;
в) наполнена терпимостью и любовью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: