Покажите значение утренней гимнастики для оздоровления и развития детей. Составить конспект проведения утренней гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.

В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. (Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп). В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, утренняя гимнастика становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Части гимнастики Двигательное содержание утренней гимнастики Дозировка Темп Дыхание Организационно методические указания
1. Вводная часть Построение в шеренгу: Обычная ходьба. Корригирующие упражнения. Ходьба по кругу Бег по кругу. Бег врассыпную Обычная ходьба. Дети берут в руки обручи, Ходьба и бег вокруг предметов Ходьба в колонне по одному Перестроение в три колонны 10 сек 10 сек 20 сек 10 сек 10 сек 10 сек 10 сек 10 сек 10 сек 10 сек 10 сек. средний медленный умеренный быстро спокойная произ-вольное произ-вольное «Построились по порядку, на утреннюю зарядку. Подравнялись, подтянулись, И друг другу улыбнулись На право раз-два Шагают наши ножки в лес по дорожке. Руки к небу поднимаем. На носочках мы шагаем. Руки за спину кладем, И на пяточках идем И снова наши ножки шагают по дорожке Вот полянка на пути. Ты полянку обеги, По полянке пробеги Шаг за шагом мы идем Обруч в руки мы берем, Друг за другом весело на плечо повесили. Раз, два остановились, обруч положили Лужи встретились в пути. Их нам надо обойти Побыстрее побежали. Дружно лужи оббежали Обруч в руки смело взяли -Лужицы у нас пропали. По полянке мы шагаем, спинку ровно выпрямляем. А теперь поторопись, В три колонны становись
всего времени вводной части 2 мин.
2. Основ-ная часть упражнения выполняются вместе с педагогом. Комплекс ОРУ «Наклоны в сторону» И.П. ноги на ширине плеч, руки с обручем опущены «Повороты туловища вправо-влево» И.П. ноги на ширине плеч, обруч в руках перед грудью «Наклоны вперед» И.П. ноги на ширине плеч, обруч перед собой на вытянутых руках. «Прыжки на месте из обруча в обруч в чередовании с ходьбой И.П. Основная стойка в обруче. Ходьба на месте Повтор прыжков. Упражнение на дыхание. Перестроение в одну колонну. Спокойная ходьба по залу 8-10 раз 8-10 раз 5-6 раз 10 раз 10 сек 3 сек умеренный средний умеренный умеренный Вдох-выдох Дыхание произвольное Вдох-выдох Построились по порядку. Продолжаем все зарядку Упражнения выполняем Свои мышцы укрепляем На раз – обруч над головой поднять, на два, три вправо-влево покачать, на четыре опустить, и все сначала повторить. На раз -вправо повернуться на два в исходное положение вернуться, на три влево повернуться, Четыре- в исходное положение вернуться На раз –назад прогнуться. На два-три пола коснуться. На четыре в исходное положение вернуться Ноги как пружинки. Прыгаем мы как пушинки. Раз из обруча прыжок, Два -прыжок обратно в кружок А теперь за обруч встали На месте дружно зашагали Мы по лесу погуляли, с обручами поиграли.? А в лесу-то красота. Воздух, свежесть, чистота Воздух в легкие набрали Вдох и выдох, Молодцы! А сейчас идем обратно, Все, закончилась зарядка Налево раз, два
всего времени основной части 6 мин
Заклю-чи-тельная часть Речевка: Мы по лесу погуляли, с обручами поиграли. Все Здоровы, всё в порядке, Спасибо утренней зарядке 10 сек медленный Дыхание произвольное А сейчас все представляем, как мы в детский сад шагаем

11. Составить план-конспект НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией образовательных областей с учетом ФГОС

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Спасаем Домовенка Кузю»

(старшая возрастная группа)

Тема: «Спасаем Домовенка Кузю».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие: рисование».

Цель: создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, словарного запаса, познавательного интереса у детей.

Задачи:

1.Развивать все компоненты устной речи(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).

2.Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, находить слова с заданным звуком. Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

3.Продолжать совершенствовать умение в рисунке предметов, объектов.

4.Воспитывать навыки организованного поведения в коллективе.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

5.Создать благоприятный психологический климат. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

Предварительная работа: чтение Т.Александровой «Домовенок Кузька»; рассматривание альбома «Животные», «Растения».

Демонстрационный материал:Картина-схема слова лес, 4 серые фишки, указка, мяч, игрушка-домовенок «Кузя»,звуковое письмо, карта –схема с заданиями.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова» Лес», серые фишки (по 4 на ребенка),фломастеры, восковые мелки, листы бумаги.

Ход НОД.

(Звучит звуковое письмо).

-Здравствуйте, ребята! Это я домовенок Кузя, обращаюсь к вам за помощью! Баба-Яга заколдовала наш лес и я очутился вместе со своей избушкой на Севере, среди снегов, огромных льдин и здесь очень, очень холодно! Погибаю, замерзаю! Спасите!

Ребята, а почему домовенку Кузе опасно оставаться на Севере? Какие там опасные животные живут? (показываю слайды с животными).

-Ребята, спасем домовенка Кузю? Как?

(выслушиваю ответы детей).

-Я вам предлагаю отправиться в волшебную страну, где живут вежливые, добрые звуки, слова и предложения, которые помогут нам расколдовать проказы Бабы-Яги. Только для этого вам необходимо быть внимательными, старательными и дружелюбными, чтобы выполнять разные задания-препятствия. Готовы?

-Говорим волшебные слова:»Кручусь, верчусь, в волшебной стране окажусь!». Вот мы и в волшебной стране!

-1 игра-задание: «Назови братца».

(Провожу в кругу с мячом. Называю твердый согласный звук, а ребенок называет пару этого звука-маленького братца «б»-«бь», «г»-«гь»,»з»-«зь», «л»-«ль». Задание меняется: далее называю мягкий согласный, а дети в ответ-большого братца, твердый согласный звук-«кь»-«к», «пь»-«п», «дь»-«д», «нь»-«н».

-Молодцы, ребята все справились с заданием.

-2 задание: Звуковой анализ слова «Лес».

(Слово»Лес» у доски разбирает один ребенок, хорошо усвоивший материал). Прочитывает все звуки с указкой в руках, которую ведет под схемой звукового состава слова. Затем произносит его с интонационным выделением первого звука. Определяет первый звук в слове «ль» и обозначает его фишкой. (Аналогичным образом обозначаются второй и третий звуки).

-Ребята, скажите какой звук в слове «лес» можно долго потянуть, громко крикнуть, при произнесении которого во рту ничего не мешает (э).

-3 Игра с заданиями (выполняют все дети стоя).

-«Звук «ль»-похлопать в ладоши, звук «э»-попрыгать, звук «с»-покивать головой.

-4 задание: дети на местах и вызванный к доске ребенок убирает фишки со схем под диктовку:»э»-«л»-«с».

-5 задание.»Какой звук заблудился?» Читаю стишок, в котором заблудился звук, а вы определите какой?

-На пожелтевшую траву

-Роняет лев свою листву. (Вместо слова лев нужно сказать слово лес).

-6 задание. А теперь, ребята я вам предлагаю нарисовать по одному дереву, чтобы потом получился волшебный лес для нашегоКузеньки и колдовство Бабы-Яги исчезнет. Тогда и вернется домовенок Кузя.

-7 задание. Какой красивый»Лес» получился! только вот он еще не настоящий. Давайте придумаем слова со звуками «с» и «сь», и тогда наш лес оживет!

-молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Ой, кто это к нам стучится? Да это же домовенок Кузя к нам вернулся!

(появляется игрушка домовенок Кузя).

-спасибо, мои друзья вы спасли меня!

-Как же вам это удалось?

Ведь никто не мог расколдовать проказы Бабы-Яги?

- Давайте, ребята расскажем Кузе, как мы его спасали!

-Куда сегодня мы с вами отправлялись?

-Как спасли домовенка Кузю?

-Какие задания выполняли?

-Что было легко выполнять?

-Что было интересно?

-Что было трудно?

-Ребята, я вам очень благодарен за мое спасение! А теперь мне пора возвращаться домой в свой лес, к дядюшке «Ау». До свидания! До новых встреч!

Дайте обоснование условий, при которых в процессе умывания могут быть решены задачи образовательных областей в соответствии с ФГОС. Предложите приемы, направленные на развитие, поддержания интереса к умыванию.

Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки, соответственно действию называя имя ребёнка:

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»

Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями.

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой.

Обучать малышей культурно — гигиеническим навыкам следует постепенно: по мере овладевания простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь сокращать, а долю самостоятельного участия ребенка увеличивать. только наблюдать за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывать правильное действие, направлять последующий ход.

Вместе с детьми стараться установить связь между гигиенической процедурой и здоровьем: только хорошо расчесанные волосы растут густыми, длинными, красивыми; у того, кто чистит зубы и полощет после еды рот, зубы всегда здоровыми; только мыльная пена уничтожает все микробы.

Чтобы ребенок «дружил» с мылом и водой, надо исключить возмож-ность неприятных ощущений, например, закатывать рукава во время умы-вания. Объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строчки: «Ру-ки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». На первом этапе воспитания, когда не у всех детей есть навыки умывания, привлекать их к наблюдению за товарищами, проводить индивидуальную работу, напоминания. Поощрять любые самостоятельные действия ребенка, что укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.

Умываться ходить маленькой подгруппой. Объяснять и показывать детям, что сначала надо намочить руки, а затем намылить их мылом и смыть. Напоминать: умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье.

Полотенца в саду висят на уровне роста детей, рядом с крючком для полотенца у каждого ребенка висит картинка, чтобы каждый ребенок легко мог запомнить свое полотенце.

Очень важно, чем меньше ребенок, тем больше игровых элементов надо включать в обучение, в показы, в общение с ним. Использовать игрушки, например куклу Карлсона. Дети с удовольствием смотрят, как он умывается. «Карлсон чисто умывается, сухо вытирается».

Обучая детей умыванию, проводятся дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии можно рассмотреть сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделать кран, повесить полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Стараться вызвать у малышей чувство брезгливости к грязи, приучать мыть руки перед едой и по мере необходимости.

Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивает малыша на взаимодействие. Потешки, посенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.

Только для поддержания интереса к умыванию и воспитанию привычки следить за чистотой рук, подобрано более десяти потешек и стихотворений.

Будет мыло пениться,

и грязь куда-то денется.

Во время умывания в форме похвалы или порицания - стих Эммы Мошковской:

Кран, откройся, нос умойся,

Мойтесь, уши, мойся, шейка…

Шейка мойся. Умывайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Для закрепления навыков и приемов проводим занятия, праздники.

Приучая к контролю и самоконтролю детей, назначать дежурных «Доктора» проверять руки и полотенца.

У нас доктор стоит на посту

Проверяет чистоту.

Руки чистые у вас?

Если нет, не пустит вас.

Очень нравится детям игра «О чем говорит полотенце». На первом этапе от имени полотенца рассказывать о его хозяине, аккуратном или неаккуратном. Далее — рассказчиками становятся сами дети.

Прием выделения каждого элемента гигиенического навыка использовать для всех гигиенических процедур: после дневного сна, при сборе на прогулку. Зная, что нравоучения и нотации малоэффективны, стараться влиять на качество навыка потешками и дидактическими играми.

Приобретенные навыки гигиенической культуры закреплять чтением художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха — Цокотуха»; Е.Благина «Аленушка»,»Научу обуваться я братца«; З.Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А.Борто «Девочка чумазая»,»Девушка — ревушка»; И.Токмакова «Тили-тили-тили-тили…?; М.Яснов «Я мою руки»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: