Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

29. Сформулируйте причин возникновения и классификацию болезней органов слуха и зрения. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика болезней органа слуха».

Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения.

Причины нарушения зрения:

Заболевания структур глаза или глубокие нарушения работы органов зрения (катаракта – изображение становится мутным, глаукома и пигментная ретинопатия – сужаются поля зрения, дегенерация желтого пятна – темное пятно перед глазами, дегенерация стекловидного тела – паутинка перед глазами и т.д.)

Заболевания нервной системы (могут выпадать поля зрения, искривляться изображение, двоиться предметы при инсультах, опухолях нервной системы, после травм)

Гормональные заболевания (при диабетической ретинопатии перед глазами появляются пятна)

Заболевания сосудов (при гипертонии поражаются сосуды глаза)

Психические заболевания (например, истерия)

Отравления (неожиданно возникшее двоение предметов может быть первым признаком ботулизма (!), часто сопровождается нарушением речи, отклонением языка, тошнотой и рвотой; особенно, если такая симптоматика развилась у нескольких людей, принимавших пищу вместе)

Наследственные нарушения слуха.

Врожденные нарушения слуха.

Приобретенные нарушения слуха.

Причинами снижения слуха у детей могут оказаться и различные травмы: механические, акустические, ожоги и т.д. Степень и форма снижения слуха зави-сят от локализации травмы, ее силы и последствий. Если действию травмы под-вергается звукопроводящий аппарат органа слуха, то развивается кондуктивная форма, если же травмируется слуховой рецептор или проводящие пути с корко-выми зонами, то возникает нейросенсорная тугоухость или глухота. При одновре-менном поражении этих отделов возможна и сочетанная форма нарушения слуха.

На состояние слуха ребенка влияют различные инфекционные забо-левания. Среди них особое место занимают вирусные инфекции — грипп, эпидемический паротит, таксоплазмоз, клещевой энцефалит, скарлатина, корь, дифтерия, менингит и др. Нарушения слуха в результате вирусной инфекции определяются как нейросенсорная тугоухость или глухота.

Кроме перечисленных выше причин снижения слуха у детей в последнее время все чаще обнаруживается отрицательное воздействие различных аллергических заболеваний и состояний. Нарушение слуха аллергического генеза может иметь внезапный характер, проходить и вновь возникать одновременно с аллергическими приступами.

Изменения слуха происходят и на фоне различных общесоматических заболеваний. К ним, прежде всего, относятся сахарный диабет, заболевания почек и крови. Аудиологические исследования у детей при сахарном диабете указывают на понижение слуха на оба уха по всему диапазону частот с максимальным поражением высоких частот. Многие исследователи отмечали, что у 38-40 % больных с хронической почечной недостаточностью наблюдается снижение слуха, которое может иметь кондуктивную, нейросенсорную или смешанную форму. Отрицательное влияние на функцию слуха при хронической почечной недостаточности может оказать и длительное применение антибиотиков. Аудиологическая характеристика больных хроническими заболеваниями почек и дефектом слуха указывает на преимущественное поражение в диапазоне высоких частот как при воздушной, так и при костной проводимости. Аудиометрическая кривая имеет нисходящий или круто нисходящий вид, иногда с наличием обрыва.

Особо необходимо остановиться на снижении слуха в результате различных интоксикаций, развивающихся при воздействии ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомиции, мономицин, неомицин, лицерин, гентамицин и др. Несмотря на профилактику, поражения слуха такого происхождения составляют около 50 % приобретенной тугоухости детского возраста

Нарушение зрения у детей, их профилактика.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздейст-вия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

Важнейшим показателем качества зрения является острота зрения (способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве)

Первое углубленное исследование зрения врач проводит в возрасте6 мес., второе — в 3 года, третье-перед поступлением в школу…

Нормальная острота зрения (равна 1,0). Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей и проводится при углублённом осмотре ребёнка.

Первые месяцы и годы жизни–острота зрения у детей низкая, поэтому они видят всё расплывчато. С возрастом острота зрения повышается и достигает единицы в 5–7 лет.

Основными причинами понижения зрения у детей являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и травмы. Дети с указанными заболеваниями и аномалиями рефракции подлежат диспансерному наблюдению.

1. Дальнозоркость (гиперметропия ) - с ней рождаются 90 – 95 % детей.

У детей глазное яблоко сплющено в переднем заднем направлении и лучи собираются за сетчаткой. По мере роста и развития форма глазного яблока меняется и дальнозоркая рефракция уменьшается, а к 5 – 7 годам исчезает.

2. Близорукость (миопия) - во многом является следствием недостаточного, внимания к санитарно-гигиеническим требованиям (освещенность, правильная посадка за партой, чередование зрительной работы с отдыхом) в школах и дома.

Причины миопии:

-раннее обучение детей чтению, большая зрительная нагрузка, которая не соответствует глазу ребёнка (телевизор, компьютер),

-наследственность – передаются особенности строения склеры (может быстрее портиться зрение). Способствует развитию близорукости

- малоподвижность (ресничная мышца плохо развивается)

- часто болеющие и с хроническими заболеваниями дети.

При близорукости глазное яблоко растягивается в переднем заднем направлении и лучи не доходят до сетчатки.

Признаки:

- ребёнок прищуривается,

- низко наклоняется, когда рисует,

- близко подносит предметы к глазам,

- жалуется на частую головную боль

Методы коррекции:

-очки – снимают утомление

- использование тренажёров, тренировочные упражнения улучшают аккомодационную способность глаз, что является профилактикой прогрессирования близорукости.

- линзы (для взрослых)

- хирургическое вмешательство.

Когда вы выполняете работу, требующую внимания (чтение, письмо, работа за компьютером) - не забывайте делать короткий перерыв, то есть перевести взгляд на удаленный предмет, меняя тем самым фокусировку глаз. Затем несколько мгновений потрите ладони друг о друга и легко, без усилий, на минуту приложите их к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ, ГИГИЕНА СЛУХА.

Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего дошкольного возраста. Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях - своевременность начала лечебных мероприятий. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности. Созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5–6 лет жизни ребенка.

Человеческое ухо является сложным и чувствительным органом, который состоит из трех главных частей:

1. Внешнее ухо-состоит из ушной раковины (внешняя хрящевая часть уха), ушного канала, барабанной перепонки, отделяющая внешнее ухо от среднего. Внешнее ухо работает подобно спутниковой антенне - оно улавливает звуковые волны и проводит их в ушной канал.

2. Среднее ухо-представляет собой заполненное воздухом пространство, воздушное давление в котором регулируется Евстахиевой трубой, соединяющей глотку с барабанной полостью среднего уха. В нём находятся три крошечные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки проводят колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо (в улитку). С этими косточками связаны две мышцы, которые сокращаются при поступлении в ухо очень громких звуков. Эти мышцы уменьшают эффект чрезмерного звукового давления во внутреннем ухе.

3. Внутреннее ухо (улитка), имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью. С ней связан вестибулярный аппарат, который состоит из трех полукружных каналов, заполненных жидкостью. Среднее ухо и внутреннее ухо соединены посредством овального окна. С овальным окном связано основание стремечка, которое работает как поршень, давящий на жидкость в среднем ухе.

-Постоянное шумовое воздействие приводит к значительному ухудшению слуха.

-Влияют на слух и некоторые лекарственные средства, поэтому перед применением противовоспалительных средств и антибиотиков НУЖНО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧЕМ.

-Тугоухость может передаваться по наследству. Чаще всего генетически детерминированным является недоразвитие или аномалии развития анатомических частей среднего уха.

-Чаще всего приобретенная тугоухость является следствием перенесенного отита. Причиной отита является попадание бактерий или вирусов в ухо (95% случаев отит возникает вследствие попадания бактерий из евстахиевой трубы). Однако причиной могут стать острые и хронические заболевания носа и носоглотки, а также менингиты и энцефалиты.

-Травмировать орган слуха можно разными способами. Лидером является травма, нанесенная ватной палочкой во время гигиены уха. Также иногда тугоухость или глухота возникает после черепно-мозговых травм.

-Врожденное нарушение слуха может быть вызвано инфекциями, перенесенными мамой во время беременности. Глухие дети могут родиться у курящих и злоупотребляющих алкогольными напитками родителей.

-Непроходимость слухового прохода (возникает чаще всего вследствие образования серных пробок). Склонность к частому образованию серных пробок передается по наследству.

Профилактика:

- громкий шум — может привести к нарушению слуха.

- чистить уши регулярно и аккуратно (предназначенными для этого предметами)

-Помимо применения высокоэффективных лекарственных препаратов, которые улучшают питание нервных структур уха, при лечении острой и хронической тугоухости используются физиотерапевтические процедуры.

-Закаливать детей, укреплять им иммунитет.

30. Сформулируйте причин возникновения и классификацию заболеваний органов дыхания. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика заболеваний органов дыхания».

Гигиена дыхания и голосового аппарата.

В дошкольном возрасте у детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легкоранимы, поэтому в этом возрасте они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом человека и окружающей его средой. Без дыхания нет жизни!

По своему строению и по функциям органы дыхания у детей и подростков имеют ряд своеобразных особенностей. К основным особенностям органов дыхания у детей относятся:

- нежность их тканей, лёгкая ранимость слизистых оболочек, выстилающих дыхательные пути, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Верхние дыхательные пути, начинающиеся с полостей носа и носоглотки, у детей значительно уже, и покрыты изнутри весьма нежной слизистой оболочкой, полости носа у маленьких детей малы и недоразвиты, надпереносья совсем нет, оно развивается только к 15 годам.

Эти особенности в значительной мере обусловливают у детей более лёгкое проникновение инфекции в дыхательные пути (по статистике дети в два раза чаще взрослых заболевают гриппом), а также нарушения дыхания при различных воспалительных процессах в носу. Так, при насморке у детей раннего возраста появляется затруднённое дыхание, вызывающее необходимость участия в акте дыхания вспомогательных мышц, выражающегося в раздувании крыльев носа, а у детей более старшего возраста - в дыхании через рот. Последнее обстоятельство создаёт особо благоприятные условия для занесения в организм детей и подростков инфекции и проникновения в органы дыхания пылевых частиц. Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при:

-хроническом насморке,

-появлении в носоглотке аденоидов -разрастание носоглоточной миндалины, находящейся на задней-верхней стенке носоглотки.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу.

-Ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса (афонией), что влияет на потерю голоса. Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани.

- Надо следить за тем, чтобы дети продолжительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую, холодную погоду.

Одной из задач личной гигиены детей и подростков является забота об охранении и нормальном развитии у них голоса:

- развитие органов дыхания при посредстве дыхательной гимнастики и других упражнений, постановка голоса при обучении речи и пению, борьба с пылью и содержание слизистых оболочек в чистоте, предупреждение простуды;

- Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4—5 мин.

- Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно, чтобы дети пели стоя.

- Полезно для развития голосового аппарата у детей и подростков рациональное обучение их пению, а также громкое декламирование с правильными ударениями и модуляцией (такая гимнастика голосового аппарата содействует также развитию грудной клетки и лёгких).

- Антигигиенические условия в этом возрасте представляют угрозу в смысле заболеваний лёгких, в частности туберкулёзом.

- Отсутствие упражнений дыхательных мышц неблагоприятно отражается на развитии грудной клетки и лёгких.

Болезни органов дыхания включают:

пневмонию и грипп,

острые респираторные инфекции и другие болезни верхних дыхательных путей,

острые респираторные инфекции и хронические болезни нижних дыхательных путей,

болезни легкого, которые вызваны внешними агентами,

респираторные болезни, которые поражают интерстициальную ткань,

некротические и гнойные состояния нижних дыхательных путей,

другие болезни плевры и органов дыхания.

Основной причиной возникновения болезней органов дыхания являются микроорганизмы: грибы, вирусы, бактерии, паразиты. Главенствующую роль отводят респираторным вирусным инфекциям, вирусам гриппа типа А и В, микобактериям туберкулеза, легионеллам, хламидиям, микоплазмам, гемофильной палочке, пневмококкам.

Причиной поражения органов дыхания в большинстве случаев являются также внешние аллергены:

пищевые аллергены (молоко коровы);

факторы профессиональной деятельности (испарения стали, соли никеля при работе электросваркой);

пыльца растений (тополь, береза, шиповник, мак, одуванчик, лютик, полынь, подорожник, крапива), а также аллергены насекомых и споры грибов;

споры дрожжевых и плесневых грибов;

моча, перхоть и слюна животных;

домашние клещи;

бытовые аллергены – домашняя пыль, содержащая аллергены домашних животных, насекомых, грибов, частицы кожи человека и пр.;

лекарственные препараты (ферменты, антибиотики).

Также к факторам, которые провоцируют заболевания органов дыхательной системы, относят переохлаждение, злоупотребление алкоголем, генетические и наследственные аномалии, наличие очагов хронической инфекции, наличие заболеваний других систем и органов (заболевание сердца, сахарный диабет).

Уважаемые родители!

Чтобы избежать простудных заболеваний и связанных с ними осложнений, необходимо задолго задуматься о профилактических мерах. Лечения простудных заболеваний не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания.

уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально.

Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

1. Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

2. Мойте руки с мылом;

3. Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

4. Ежедневно проводите влажную уборку;

5. Соблюдайте режим дня:

- ночной и дневной сон по возрасту,

- не переутомляйте вашего малыша,

- ежедневные прогулки,

- сон на свежем воздухе,

- постарайтесь не перегревать малыша,

- одежда должна быть по погоде.

Важно:

1. Правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С. Большое его количество, содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте пищу, богатую фитохимическими веществами. «Фито» означает «растительный». Естественные химические вещества в растениях насыщают пищу витаминами и ускоряют обмен веществ. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты

2. А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.

А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.

3. Пейте больше жидкости.Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой. Вкусным и полезным является напиток, приготовленный из ягод шиповника. Детям можно давать по половине стакана несколько раз в день. Можно даже заменить у детей в меню этим напитком обычный чай и компот. В шиповнике содержится очень большое количество витамина С, а это, как известно, одно из самых мощных оружий в борьбе против вирусов и бактерий, вызывающих грипп.

4. Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.

5. Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача.

Существуют общие правила для всех видов закаливания.

1. Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.

2. Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболевания.

3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.

4. Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного времени.

5. Недопустимо проведение отрицательных эмоциональных реакций на самого малыша.

6. Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.

7. Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.

8. Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.

9. Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.

В заключении уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье не только детей, но и взрослых. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, на 50% (!) от образа жизни и лишь на 10% - от медицинского обслуживания. Поэтому наше здоровье и здоровье наших детей в наших руках.

31. Сформулируйте причин возникновения и классификацию кожных болезней. Составьте план мероприятий их профилактики. Проведите индивидуальную консультацию с родителями «Профилактика кожных болезней.

Причины заболеваний кожи

Внешние причины заболеваний кожи:

- Воздействие химических веществ (щелочи, кислоты, краски, соли и пр.)

- Животные паразиты (вши, блохи, комары, клопы, чесоточный клещ и пр.)

- Источники лучистой энергии (Рентген лучи, солнце, УФ-лучи) - Патогенные грибки (при внедрении их в кожу возникает парша, трихофития и пр.)

- Температурные воздействия (ожоги разной степени тяжести)

- Патогенные микробы. Внедряются из внешней среды (проказа, сибирская язва, сап, туберкулез и пр.)

- Механические воздействия (отеки, потертости и пр.)

Внутренние причины заболеваний кожи:

- Заболевания внутренних органов (болезни печени, желудка, глистные заболевания и пр.)

- Нарушение обмена веществ

- Авитаминоз

- Нарушенное функционирование желез внутренней секреции (диабет, себорея, угри и пр.)

- Аллергические реакции на некоторые продукты (такие как земляника, яйца и пр.)

Наиболее распространенные симптомы кожных заболеваний:

- Кожный зуд

- Покраснение кожи

- Всевозможные кожные высыпания

- Жжение кожи

- Бессонница


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow