Волго-Вятский экономический район

Состав: Нижегородская и Кировская области; республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская. Площадь — 263,3 тыс. кв. км. Население — 7,959 млн человек.

Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Волги и Вятки. В общероссийском разделении труда выпускает продукцию машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Будучи небогатым сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, ВВЭР имеет очень выгодные предпосылки для развития хозяйства:

• центральное положение на европейской территории страны обеспечивает ему тесные связи с сырьевыми районами и районами реализации готовой продукции. Как и для всей Центральной России, для ВВЭР характерны высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, концентрация квалифицированных кадров и трудовых ресурсов;

• соседство с Поволжским, Уральским, Северным и Центральным экономическими районами дает возможность доставлять нефть, газ, металлы, сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, а также сбывать готовую продукцию;

• через ВВЭР проходят важнейшие транспортные пути России: река Волга, железнодорожные магистрали, соединяющие Западную и Восточную экономические зоны, северные и южные регионы страны, а также трубопроводы из Поволжья и Сибири.

Оценка природно-ресурсного потенциала. Рельеф территории ВВЭР представляет собой холмистую равнину. На севере располагаются отроги Северных Увалов, на северо-востоке — Верхнекамская возвышенность, на юго-востоке — Поволжская возвышенность. Климат континентальный, тепловой режим и увлажнение северных и южных территорий различаются довольно сильно: север увлажнен избыточно, здесь много рек, большинство из которых принадлежит бассейну реки Волги; на юге часты засухи.

Значительная часть территории расположена в лесной зоне, лишь на юге находится лесостепь. Преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы, к югу от Волги появляются серые лесные, а в Мордовии — деградированные черноземы. Почвенно- климатические условия в целом благоприятны для выращивания серых хлебов, картофеля, кормовых культур, а на юге — сахарной свеклы, конопли, хмеля.

По разнообразию и запасам полезных ископаемых ВВЭР не отличается от других экономических районов России. Здесь находится крупнейшее в Европе Вятско-Камское месторождение фосфоритов (общие запасы — более 4 млрд т). Неглубокое залегание пластов позволяет вести добычу открытым способом на части территории разработок, что значительно снижает себестоимость. Однако в местах добычи производится лишь фосфоритная мука из-за удаленности месторождения от крупных заводов и недостаточной заселенности территории. Близ Дзержинска находится Керженское месторождение каменной соли (балансовые запасы свыше 700 млн т). Из топливных ресурсов выделяются запасы торфа (1,3% запасов России) в Кировской области. Торф используется в качестве топлива на тепловых энергоустановках. В ВВЭР есть месторождения горючих сланцев, но они пока не используются.

Экономический район имеет крупные сырьевые возможности для развития промышленности строительных материалов — здесь добывают гипс (свыше 9% запасов России), глины, известняки, кварцевые пески и др.

Район полностью обеспечен водными ресурсами. Реки Волга, Вятка, Ока, Ветлуга, Сура соединяют его с морями севера и юга европейской части России. Широко используются гидроэнерго- ресурсы Волги.

Значительную проблему для многих населенных пунктов создает загрязнение поверхностных вод промышленными и сельскохозяйственными стоками и утонувшей древесиной.

Лесами покрыто 46% территории района, запасы древесины составляют 1,3 млрд куб. м, из них 80% — эксплуатационные леса, в основном сконцентрированные в Кировской и на севере Ниже- городской области. Преобладают хвойные деревья, на юге произрастают липа и дуб. В последние годы заготовка древесины сокращается вследствие перерубов.

Население и трудовые ресурсы. Население ВВЭР составляет 5,7% населения России. Средняя плотность — 30,2 человека/кв. км; наиболее высокая плотность в низовьях Оки и в Чувашии (около 73 человек/кв. км), самая низкая — в Кировской области (14 человек/кв. км). Естественный прирост отрицательный на большей части территории, немного выше в республиках. С 1992 г. ВВЭР стал привлекателен для мигрантов из Сибири, Дальнего Востока и Севера европейской части России. В национальном составе пре- обладают русские (до 80%), в республиках выше удельный вес титульных народов: марийцев, чувашей, мордвы, значительна численность татар.

Городское население — 69,8, сельское — 30,2%. В Нижегородской и Кировской областях уровень урбанизации выше среднего по району. В ВВЭР насчитывается 63 города и 174 поселка городского типа. Крупные города — Нижний Новгород (1,5 млн чело- век), вокруг которого образовалась одна из крупнейших городских агломераций России с городами-спутниками Дзержинском, Бором, Кстово и примыкающими поселками городского типа; Ки- ров (501 тыс. человек); Чебоксары (465,8 тыс. человек); Саранск (319,7 тыс. человек); Йошкар-Ола (220 тыс. человек).

Важнейшей предпосылкой развития ВВЭР, и в первую очередь его экономики, являются трудовые ресурсы, отличающиеся высокой квалификацией, особенно в металлургии, химической промышленности, деревообработке, кожевенном производстве.

Более 50% населения района (4,3 млн человек) находится в трудоспособном возрасте. В последние годы возросло количество безработных, в первую очередь в малых и средних городах; общее их число превысило 300 тыс. человек.

Оценка структуры хозяйства

Промышленность. Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, на долю которых приходится более 50% всего объема промышленной продукции района, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность (хотя в последние годы ее производство несколько сократилось) (табл. 7.4.1).

Машиностроение и металлообработка — главные отрасли специализации и основа современного развития промышленного комплекса района. Условиями их развития стали созданные производственные фонды, обеспеченность квалифицированными кадрами и выгодное транспортно-географическое положение по отношению к сырью и потребителям. В машиностроительном комплексе ведущими являются транспортное машиностроение (автомобиле строение, судостроение, самолетостроение, моторо- и дизелестроение), станко- и приборостроение, радиоэлектроника, электротехника (особенно светотехника), химическое машиностроение. В ВВЭР построен один из крупнейших в Российской Федерации автомобилестроительный комплекс, который благодаря широким связям по кооперированию стал связующим звеном всего производственного комплекса района

Таблица7.4.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: