Производство сельскохозяйственной продукции | ||
млрд руб. | 1996 г. в % к 1995 г. | |
Волго-Вятский экономический район | 16279,3 | |
Республика Марий Эл | 1991,6 | |
Республика Мордовия | 2689,4 | |
Чувашская Республика | 2564,4 | |
Кировская область | 4442,5 | |
Нижегородская область | 4591,4 | 99,7 |
Хмель дает дефицитное технологическое сырье, а зеленую массу используют для приготовления силоса, гранулированных кормов, что способствует развитию животноводства.
На юге района, в Мордовии, занимаются выращиванием сахарной свеклы, конопли, махорки.
Сеют корнеплоды и кукурузу на силос. Широко развито картофелеводство, причем его количество на душу населения больше, чем в соседних районах. Посевы данной культуры сконцентрированы в приокской и приволжской зонах. Вблизи крупных городов созданы овощекартофелеводческие хозяйства.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства ВВЭР будет проходить в направлении усиления специализации отраслей животноводства. Необходимо увеличить производство сельскохозяйственной продукции, особенно кормов, серых хлебов, которые наиболее приспособлены к климатическим условиям региона. С этой целью проводится комплексная мелиорация земель, вносятся удобрения, осуществляется известкование кислых почв. В льносеющих районах для улучшения структуры почвы и увеличения производства кормов сеют клевер, тимофеевку, вику, овес. Площади посевов под льном-долгунцом будут сокращаться из-за высокой трудоемкости и низкой урожайности дан- ной культуры. Наиболее освоены в сельскохозяйственном отношении правобережная часть и юг района.
Транспорт и межрайонные связи. Транспорт в районе представлен всеми видами, кроме морского. Но первое место в структуре грузооборота занимает железнодорожный транспорт благодаря положению района на важных транзитных путях страны (табл. 7.4.3). В структуре грузоперевозок значительны объемы топлива, химического сырья, черных металлов. Вывозятся из района лесопродукты, нефтепродукты, цемент.
Благодаря географическому положению района речной транс- порт занимает важное место. Для судоходства используются реки Волга, Ока, Вятка, Ветлуга, Сура. Нижний Новгород — один из крупнейших портов страны. Основными грузами здесь являются уголь, соль, металл, хлеб, цемент, строительные материалы, машины, что способствует развитию связей с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами.
Во внутренних и частично во внешних перевозках используется автотранспорт. Но сеть автодорог, особенно с твердым покрытием, развита очень слабо. Среди автомагистралей выделяется дорога Москва — Нижний Новгород — Казань.
Большое место в грузообороте занимает трубопроводный транспорт. Большинство трубопроводов идет через Нижний Новгород, по ним передаются поволжская и сибирская нефть, а так- же природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
В транспортном балансе ввоз преобладает над вывозом из-за многотоннажности топлива и сырья и относительно меньшей тоннажности вывозимой продукции обрабатывающей промышленности.
ВВЭР относится к регионам с недостаточно развитыми внешнеэкономическими связями. Почти 50% экспортных поставок
Таблица 7.4.3