Студенты должны изучить состав потребляемого сырья, основные условия поставки, учет выполнения договоров с поставщиками; порядок выписки документов на поступление и расход материалов, организацию складского хозяйства и сальдового метода учета материалов; оформление передачи обработанных складом документов в бухгалтерию; порядок составления отчета материально-ответственными лицами. Варианты определения фактической себестоимости израсходованных материалов, выявление отклонений фактической себестоимости от плановой себестоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов.
В ходе практики студент должен изучить:
1) особенности учета и оценки материалов, поступающих по договору мены; по договору простого товарищества и договору дарения;
2) документальное оформление поступления, расхода и учета материалов;
3) методику проведения, оформления и бухгалтерского отражения результатов инвентаризации;
4) порядок образования резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
5) ознакомиться с ведением журнала регистрации счетов-фактур, книги покупок;
6) заполнить первичные документы типовых форм: приходный ордер (ф. № М–4); доверенность на получение товарно-материальных ценностей (ф. № М–2, ф. № М–2а); акт о приемке материалов (ф. № М–7); требование–накладная (ф. № М–11); накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М–15); карточка учета материалов (ф. М-17);
7) оформить регистры бухгалтерского учета по движению материальных ценностей:
при журнально-ордерной форме: ведомость № 10, журнал-ордер № 6, № 10/1, книгу покупок;
при упрощенной форме бухгалтерского учета для малых предприятий: ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма №В – 2);
при автоматизированной форме: оборотные и оборотно сальдовые ведомости материалов по складам; ведомости-машинограммы по дебету и кредиту счетов 10,15, 16;
8) рассмотреть в контексте налогообложение операций по движению материальных ценностей;
9) сделать вывод о соответствии постановки материального учета положению по учету товарно-материальных ценностей ПБУ 5/01;
10) составить схему документооборота и учетных записей по движению материалов; заполнить учетные регистры, ознакомиться с содержанием и порядком составления отчетности об остатках и движении материалов.