Тема 1.4.1. Основные этапы философии. Философия древности

План

1. Специфика философии древнего Востока.

А) Древнеиндийская философия.

Б) Древнекитайская философия.

2. Происхождение и своеобразие античной философии.

А) Древнегреческая философия.

Б) древнеримская философия.

1. Философия древности.

Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в наиболее культурных по тем временам странах - Китае и Индии, Египте и Вавилоне, Греции и Риме. Философия шла на смену религиозно-мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человек в ней. Преодолевая наивный миф и обращаясь к знанию, она рождалась как любовь к мудрости, как стремление не только постигнуть мироздание, но и предложить человеку верные ориентиры на его жизненном пути. Основной темой древней философии была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.

Элементы философствования имелись в мифах Древнего Египта и Вавилона. Им присущи фантастические представления о возникновении мира и состояниях Хаоса, о различных природных стихиях и процессах, о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого существования. То была предфилософия, первый опыт стихийного осмысления человеком окружающего мира и своего существования в нем.

В восточной философии (Индия, Китай) сформировались и существовали отдельные течения и школы, сложились области философского знания. В философии этих стран заметное место занимала социально - политическая и морально - этическая проблематика.

На становление философии в Индии большое внимание оказали Веды - литература в основном религиозного толка (стихи, гимны, молитвы). В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о естественных природных процессах и вечном круговороте жизни. Осмысливались идеи о первооснове мира и смертности индивида.

В Индии важнейшим религиозно - философским учением был буддизм (Будда - реальное историческое лицо, странствующий монах). Основная идея буддизма гласила, что вся жизнь человека представляет собой страдание, и это всеобщий закон бытия. Причинами страданий являются желания человека, привязанность к вещам и несовершенство самого мира. Преодоление страдания возможно лишь путем сознательного ухода человека от повседневных проблем бытия и сосредоточения на самом себе, что приведет в итоге к состоянию нирваны ("угасание", "бесстрастие"), выходу из круговорота страданий в мире. Этим самым буддизм проповедовал идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть состояния нирваны сможет лишь тот, кто ведет аскетический (предельно скромный) образ жизни и не стремиться к наслаждениям.

В Древнем Китае основным течением было конфуцианство. Наряду с ним существовали и такие известные течения, как даосизм, моизм.

Первым и наиболее авторитетным среди всех мыслителей той поры считался Конфуций, создавший собственную школу.

В древнекитайской философии утверждалось, что в окружающем мире имеется некая высшая сила (Небо), которая наблюдает за порядком вещей в мире и неподвластна человеку. А Поднебесная - это мир, в котором непосредственно существует человек. Сыном Неба является император, а общество представляет собой единую семью, в которой все дети относятся к императору как к своему отцу. В даосизме кроме Неба и Поднебесной есть еще и Дао ("путь") - безличный мировой закон, которому люди должны подчиниться и следовать в своей повседневной жизни.

В Древней Греции и древнем Риме сформировалась античная философия, весьма богатая и глубокая по содержанию. То был расцвет философии Древнего мира, превращение ее в специфическую, относительно самостоятельную сферу духовной культуры общества. Мудрец и ученый Фалес считается первым греческим философом, а ранняя греческая философия была натурфилософией, обращенной к теме природы, ее началам и стихиям.

В античной философии сформировался и господствовал космоцентризм как конкретно - исторический тип философского мировоззрения. В основе его лежало представление о том, что окружающий человека мир есть огромное, таинственное и упорядоченное целое (Космос), которое, как подчеркивал Гераклит, не создано никем из богов и никем из людей. В космоцентризме присутствовали три важнейшие идеи: происхождения мира, его постоянного изменения (движения) и борьбы противоположных начал в нем. Сам же человек рассматривался как "микрокосмос", "малая Вселенная".

Центральной темой античной философии была тема первоначала (основы), или субстанции окружающего мира. Так, Фалес в качестве таковой рассматривал воду ("все из воды").

Гераклит такой первоосновой считал огонь,

Демокрит - мельчайшие и неделимые атомы,

Пифагор - число как исходную единицу бытия.

Платон считал, что субстанцией мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя различные вещи.

Самой крупной и яркой фигурой в античной философии был Аристотель. Он считал, что основой мира является некая активная "форма" как перводвигатель всего сущего. Все отдельные вещи возникают из пассивной "материи" под воздействием формы как активной причины.

В античной философии была выдвинута также идея логоса как некоего объективного и неуничтожимого закона мироздания.

Начиная с Сократа, философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека - живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное. Подчеркивалось, что, для того чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познавать этот мир и самого себя. Быть счастливым - значит познать самого себя и вести умеренный образ жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природной средой.

Греческая философия была большим шагом вперед: она осознала свой предмет, сформировала собственный понятийный аппарат и исходные принципы познания. В ней. по словам Ф.Энгельса, имелись "зародыши всех позднейших типов мирозданий", которые стали источником последующего развития европейской и мировой философской культуры.

В философии Древнего Рима наибольшую известность получило творчество Тита Лукреция Кара, который продолжал атомическое учение греческих философов Демокрита и Эпикура. В целом же в этой стране уже наблюдался закат и упадок античной философской мысли. Так, Сенека активно развивал идею судьбы ("рок") как некой верховной силы, которая изначально делает человека существом несвободным, обреченным на повиновение и рабство. Эпиктет утверждал, что человек не в состоянии познать окружающий мир, и ему остается лишь сосредоточиться на само себе, на состояниях своей души. В философии эпохи кризиса античного мира возобладало пессимистическое мировоззрение, что подготовило идейные и психологические предпосылки для возникновения раннего христианства как "религии спасения".

Лекция №1. Философия древности. Китайская философия: конфуцианство, даосизм. Индийская философия. Античная философия.

Цели и задачи урока:

  • · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Древней Индии и Древнего Китая
  • · научить соотносить буддизм и конфуцианство к актуальным проблемам современности
  • · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Предфилософия.

2. Древнеиндийская философия.

3. Древнекитайская философия.

4. Античная философия.

- 1 -

Философия зародилась 2500 лет назад в Китае и Индии. Первые философы – странствующие мудрецы и отшельники. Независимость от общественных устоев, традиций и стереотипов позволяла им свободно и критично размышлять о мире и человеке.

Зачатки философии ещё появились в Древнем Египте и Вавилоне. Эти зачатки проявлялись в форме мифологии того времени. Где присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, о смерти и бессмертии человека. Этот период называют предфилософией – первый опыт осмысления человеком мира и себя в нём.

-2-

В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, эпических поэм («Махабхарата», «Рамаяна»), религиозной литературы (Веды, Брахманы, Упанишады) и древней религии (Брахманизм). Большое влияние оказало священное писание брахманизма –Веды. В Ведах ставится вопрос о происхождении мира, о космическом порядке и о природных процессах.

Как же Веды и брахманизм понимали мир и человека? Причина мироздания – Бог Брахман, как Абсолютная личность. Мироздание состоит из трёх миров (трилока) – земного и двух божественных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. человек является творением богов. Человек наделён Атманом – личным духовным началом, которое является основой его бессмертной души. Душа человека постоянно перевоплощается. Он регулируется кармой – Законом Воздаяния.

Постепенно в Индии сформировались философские школы. Их делят на два вида:

1. Ортодоксальные – признавали авторитет Вед, существование Бога, жизни после смерти, перевоплощении души, и высшие миры.

2. Неортодоксальные – часть из них не признавали авторитет Вед и были материалистическими, т.е. отрицали существование Бога, перевоплощение души и жизнь после смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: