В этой теме мы приступаем к изучению нового типа рынков - рынков факторов производства. Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит, в конечном счете, от предложения потребительских благ.
Для анализа рынков факторов производства необходимо вспомнить теорию производства, где рассматриваются основы теории спроса на ресурсы (тема 4). Конкретизируем общий подход применительно к рынку труда.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
(1)
где
- предельная доходность труда,
MR – предельный доход,
- предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене выпуска: MR = P.
Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL = w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (т. е. зарплате). Подставив в (1) вместо MRPL заработную плату w и вместо MR - цену Р, получим:
(2)
где w – номинальная заработная плата,
Р – цена выпуска,
- реальная заработная плата.
Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной заработной плате.
Мы вывели, что
(3)
Аналогично можно вывести уравнения для капитала и земли:
(4)
где
- рентная оценка капитала, и
(5)
где
- рентная оценка земли (так как английские слова «труд» - labour и «земля» - landначинаются с одной и той же буквы L, используется латинский термин «terra» - земля, и
означает рентную оценку земли).
Разделив w на
получим:
(6)
Аналогично,
и
. (7)
В условиях минимизации издержек предельный доход от всех факторов должен быть одинаковым:
(8)
Так как фирма находится в положении равновесия, когда MR = MC, то:
(9)
Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвязанных рынков - рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка предпринимательских способностей (к этим основным рынкам часто добавляют рынок информации).






