Тема 8-9. Рынки факторов производства

В этой теме мы приступаем к изучению нового типа рынков - рынков факторов производства. Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит, в конечном счете, от предложения потребительских благ.

Для анализа рынков факторов производства необходимо вспомнить теорию производства, где рассматриваются основы теории спроса на ресурсы (тема 4). Конкретизируем общий подход применительно к рынку труда.

Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:

(1)

где - предельная доходность труда,

MR – предельный доход,

- предельный продукт труда.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене выпуска: MR = P.

Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL = w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (т. е. зарплате). Подставив в (1) вместо MRPL заработную плату w и вместо MR - цену Р, получим:

(2)

где w – номинальная заработная плата,

Р – цена выпуска,

- реальная заработная плата.

Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного продукта труда реальной заработной плате.

Мы вывели, что

(3)

Аналогично можно вывести уравнения для капитала и земли:

(4)

где - рентная оценка капитала, и

(5)

где - рентная оценка земли (так как английские слова «труд» - labour и «земля» - landначинаются с одной и той же буквы L, используется латинский термин «terra» - земля, и означает рентную оценку земли).

Разделив w на получим:

(6)

Аналогично, и . (7)

В условиях минимизации издержек предельный доход от всех факторов должен быть одинаковым:

(8)

Так как фирма находится в положении равновесия, когда MR = MC, то:

(9)

Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвязанных рынков - рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка предпринимательских способностей (к этим основным рынкам часто добавляют рынок информации).




double arrow
Сейчас читают про: