Тема 7. Социальный отчет и его независимое подтверждение

1.Корпоративный социальный отчет. Социальная отчетность в широком понимании.

2. Стандарт АА 1000.

3. Стандарт GRI.

4. Концепция Triple Botton Line.

В последние годы всё больше распространяется практика подготовки компаниями нефинансовых отчётов (отчеты в области устойчивого развития, социальные отчеты), а также последующих процедур заверения раскрываемой информации. Все большую популярность набирает существующая на базе Центра КСО Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) процедура общественного заверения.

Совет РСПП как институт общественного заверения формируется на добровольной основе из числа известных авторитетных специалистов. Одна из ключевых функций Совета - проведение общественного заверения (верификации) корпоративных нефинансовых отчетов с позиции принципов ответственной деловой практики. В частности, эти принципы зафиксированы в Социальной хартии российского бизнеса, они полностью соответствуют принятому в мировой практике пониманию социальной роли и ответственного бизнеса.

Развитие института общественного заверения как инструмента независимой оценки и подтверждения качества раскрываемой в отчетах информации – важный этап совершенствования практики добровольной нефинансовой отчетности. Такая независимая оценка качества сведений, которые представляют о себе компании внешнему сообществу, приобретает все большее значение особенно в условиях дефицита общественного доверия. К тому же это помогает в решения задач укрепления репутации, повышения информационной открытости и прозрачности деятельности, не говоря уже о непосредственном развитии самой нефинансовой отчетности, как одного из важных инструментов достижения этих целей.

Классическим заверением (верификации) нефинансовой отчетности является профессиональный аудит, которым занимаются специализированные компании и организации, он строиться на тех же принципах, что и финансовый. Но в последние годы, наряду с профессиональным заверением, получает все большее распространение в России и в мире разные формы общественного заверения - существенный фактор надежности и укрепления доверия заинтересованных сторон.

Общественное заверение отчетов - сравнительно новый инструмент в корпоративной практике нефинансовой отчетности и управления ответственностью. Этот инструмент получает распространение наряду с традиционно существующей практикой профессионального заверения, развивается параллельно с ним, имеет свое предназначение, характеризуется разнообразием форм - общественный совет, совет экспертов, панель стейкхолдеров, общественные слушания, “peer reading” и др. Необходимые условия при этом – независимость и компетентность заверения, обоснованность методологии. Для любой системы оценки и верификации важны такие моменты, как чёткое определение предмета заверения и наличие ясной, понятной для внешнего сообщества процедуры. В данном случае, площадка РСПП позволяет обеспечить факторы независимости и профессионализма, поскольку РСПП не представляет интересы какой-либо конкретной организации или политической силы, а продвигает культуру ведения бизнеса и ответственности деловой практики в целом. РСПП, приглашая экспертов в Совет, рассматривает их не как представителей организаций, а как специалистов, которые обладают достаточными компетенциями, знаниями, опытом, имеют признание во внешнем сообществе, отвечают за результат своей репутацией. Российский союз промышленников и предпринимателей – авторитетная организация, с мнением которой считаются и бизнес, и организации гражданского общества, и властные структуры.

В Совете РСПП верификация проводится на основании утвержденного в РСПП регламента общественного заверения отчётов, который предполагает гласность и прозрачность выполнения этой процедуры. Регламент определяет предмет заверения, критерии и порядок оценки отчетной информации, предусматривает предотвращение конфликта интересов. Он является открытым, любой желающий может с ним ознакомиться на нашем сайте.

При формировании регламента опираются на подходы, на опыт и на документы, разработанные, в том числе, международным сообществом, в частности, Международным Институтом социальной и этической отчетности (АА1000 АS). Предмет общественного заверения четко определяется, а именно – значимость и полноту раскрываемой в отчётах информации о результатах деятельности компании в соответствии с принципами ответственной деловой практики. В процессе оценки проводится анализ того, насколько полно и убедительно раскрываемая информация отражает деловую практику компании по тем вопросам, которые заявлены в отчёте, отвечают ли сведения запросам заинтересованных сторон. По итогам компания получает развернутое заключение Совета, а также Свидетельство РСПП об общественном заверении отчета.

Отчеты оцениваются, исходя из критериев полноты и значимости содержащейся в отчете информации. Значимой признается информация, поскольку она отражает деятельность компаний по реализации принципов ответственной деловой практики. Полнота предполагает, что компании комплексно отражают в отчетах свою деятельность – ценности и стратегические ориентиры, лежащие в ее основе, системы и структуры управления, достижения и ключевые результаты деятельности, оказываемое экономическое, экологическое и социальное воздействие, систему взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Общественная верификация – это один из действенных способов продвижения культуры ответственности деловой практики, и наша задача выявить и отметить положительные стороны и дать рекомендации, как улучшить раскрытие информации, чтобы это вызывало доверие к компании, способствовало укреплению её репутации. – Какого рода информация принимается во внимание при проведении общественной верификации отчёта? Как процедурно проходит общественное заверение? В числе существенных тем отчета, значимых для общественного заверения, можно назвать такие, как обеспечение экономической эффективности деятельности и стратегическое видение; производство качественных товаров и услуг, учет интересов потребителей; разработка и применение добровольных этических кодексов; механизмы и практика взаимодействия с заинтересованными сторонами, корпоративные политики и стандарты деятельности; сохранение и развитие трудового потенциала работников; создание достойных условий труда; сохранение природной среды; участие в развитии местных сообществ; достижения и результаты по ключевым направлениям деятельности, понимание стоящих проблем и подходов к их решению.

Компания сама определяет круг вопросов, которые являются предметом раскрытия в отчёте. Совет можем только рекомендовать в следующих циклах отчетности расширить его, дополнить содержанием поднимаемые в отчете темы. Эти рекомендации помогают также выявить точки роста, возможности совершенствования систем управления, расширения набора инструментов для достижения поставленных целей в области устойчивого развития.

Таким образом, общественная верификация как один из инструментов внешнего подтверждения раскрываемой компаниями информации будет становиться все более востребованным методом по мере развития взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами и повышения общественного внимания к вопросам корпоративной социальной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: