Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов

Материальное производство — это и условие и основа развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производственные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.

Экономический базис находится в тесном взаимодействии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее развитие в зависимости от степени соответствия производственных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознательной деятельности людей.

Следует подчеркнуть активную роль людей в развитии общественного производства, которые ничего не делают без сознательного намерения, без желаемой цели, которые тесно связаны с объективными условиями и всей системой общественных отношений. Поэтому цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятельность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы социальных, и прежде всего экономических, отношений.

Ведущая роль экономических отношений не дает оснований для их абсолютизации: будучи органической составной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение служит причиной, что только оно активное, а все остальное — лишь пассивное следствие.

Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.

Последовательное решение задач, связанных с созданием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалификационного, культурного и интеллектуального уровня трудящихся, помогает проявлению способности каждой личности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирование общественного производства.

Тема № 2 - «Становление социального менеджмента»

1. Причины необходимости социализации менеджмента

Время, в которое мы живем, — это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов», который таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Среди особенно тревожных тенденций признаны основными:

а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет интересов будущих поколений людей в деятельности современников.

Поэтому нарастает осознание того, что в центре всех этих угроз лежит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскудение его духовности и культуры.

Главными причинами разбалансированности социального пространства, являются:

1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2) нарушение социальных приоритетов;

3) несовершенство политической организации общества - государства, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

4) несовершенство управленческой культуры субъектов деятельности, их боязнь и отстранение общества от процесса управления.

Произошли качественные преобразования в головах миллионов управляющих (менеджеров), которые в массе своей становятся профессионалами и способны оказывать эффективное влияние на темпы социально-экономического развития территорий. Увеличивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпринимателем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа — менеджеральная.

В ней особое значение приобретает рациональное начало, знания, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов «человеческого фактора».

Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на месте и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. Население определяет цели развития местного сообщества, администраторы и менеджеры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представительной власти на местах. Это выступает не только как важнейший принцип организации социального управления, но и как механизм формирования современной управленческой культуры, предпринимательской в том числе.

Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере социально ограничивать рынок.

Предъявляются новые требования к развитию главного субъекта управления — государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, территориям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование ресурсов территорий (социальных, духовно-культурных, управленческих и т.п.), а не только природных.

Главной причиной, сдерживающей развитие социального прогресса, порождающей социальные дисбалансы, является неразвитость системы социального управления, неэффективность социального менеджмента, недостатки его теории и практики.

Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального пространства, обустроенного социального дома. Современные технические средства, методы генной инженерии, достижения медицины способны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удовлетворить творчески одаренных.

Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их социальные, политические и экономические институты — не будут опережать темпы роста технического и биологического прогресса, адекватно реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать социальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то весьма вероятна гибель человечества в ближайшем обозримом будущем.

Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регулирование социального пространства, в том числе и средствами социального менеджмента.

Основными субъектами управления в современном мире пока являются политические институты, государственная власть, отдельные политические лидеры, от их социальной культуры и политического поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления социального прогресса.

Цивилизация достигла сегодня такого уровня зрелости, богатства интеллектуального опыта, инновационных средств саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взрывы, смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевременного разрешения и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса.

Главные причины разбалансированности социального пространства, создающие зону бедствия:

= неразвитость экономических структур, окружающих человека;

= нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

= характер политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

= низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Разбалансированность социального пространства обусловлена двумя факторами: во-первых, неготовностью коллективного разума, научного знания обеспечить общество инновационными методами проектирования социального пространства; во-вторых, невостребованностью имеющихся инновационных методов со стороны субъектов управления, государственных структур, осуществляющих внедрение научных разработок в практику социального управления.

Технологизация социального пространства — главная функция социальной науки, ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

В основе технологизации социального пространства лежит методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.

Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, где отражены актуальные ориентиры, общие задачи, уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов

В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие «результат» на Западе все в большей мере включается человеческий фактор, творческие возможности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает и такие факторы, как доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

В этом состоит суть социального менеджмента, складывается его современная теория и практика.

Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов.

2. «Революционный» путь развития менеджмента

Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития.

Уже в древнейших обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация высшей касты — жрецов — в религиозных функционеров, по сути менеджеров. Это удалось сделать благодаря переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва: оказывалось достаточным, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т.д.

По существу речь идет о первой управленческой революции в истории человеческого общества, в результате которой на свет появился принципиально новый тип деловых людей — еще не предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служили самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы, помимо соблюдения ритуальных процедур, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, осуществляли снабжение, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появления письменности, которой затем овладели и другие слои населения.

Таким образом, в результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством. Свод законов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социального управления. Уникальное значение этого кодекса, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он давал руководство для администраторов всей обширной империи.

Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая свой социальный образ опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.

Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля и методов мотивации поведения.

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоносор II (605—562 до н.э.) явился автором системы производственного контроля за текстильной продукцией и в зернохранилищах, первым применившим цветные лыки, помощью которых определялось качество ткани и зерна, поступивших на склады каждую неделю.

Достижения Навуходоносора II характеризуют третью управленческую революцию. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско-административной, третья оказалась производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме, особенно в системе территориального управления Диоклетиана (243—316 н.э.), а также в организации Римской католической церкви в эпоху Средневековья, которую и сейчас считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII—XVIII вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте.

По мере того как индустрия перерастала границы фабричной системы (мануфактуры) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью. В результате вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную социально-экономическую силу. Администрирование — это формулирование общих целей и политики компании, а. менеджмент — организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализированный смысл менеджмента. Затем менеджмент распался на множество функций — планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятельности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только число таких функций возросло, обострилась проблема их координации и соединения на новой основе. Менеджмент и администрация приобрели специальные инструменты координирования деятельности людей, в частности систему принятия решений, цели политики компании, философию управления.

Таким образом, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, которая символизировала выход на историческую сцену новой фигуры — капиталиста, а по истечении определенного времени — наемного менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией.

Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место начинал занимать бюрократ — наемный чиновник. Административные работники фактически захватили господствующие высоты в общественной жизни и превратились в самостоятельную социальную страту. «Люди, господствующие в бюро», монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессиональной деятельности.

Таким образом, история мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции.

Вторая революция в менеджменте, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского аристократического стиля управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы — профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством.

Перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники, или «пролетарии управления», после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на качественно ином уровне.

3. Российская социальная доктрина управления

Доктрина социальная — разновидность глобальной технологии, которая определяет место страны в геополитическом пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, геополитического пространства.

На этой основе социальная доктрина: 1) выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; 2) среди них определяется ряд интересов, от удовлетворения которых в первую очередь зависит национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; 3) определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Структурно социальная доктрина предполагает ряд разделов:

1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческого воздействия;

2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) выработка алгоритма разработки социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.

Под социальной безопасностью понимается устойчивое функционирование государства, социальных институтов общества, обеспечивающих стабильное развитие личности и общества на основе повышения качества жизни своих граждан. Ее внешней характеристикой выступает уровень социальной напряженности. Социальная безопасность проявляется в первую очередь на социально-психологическом уровне и является одним из важных индикаторов социального конфликта. Она отражает степень физиологической, психофизиологической, социальной и психологической адаптации разных категорий населения к объективным и субъективным условиям и трудностям.

Общим направлением в разработке современной социальной доктрины российского общества является корпоративизм.

Корпоративизм (от лат. corporatio — объединение, сообщество). В литература корпорация преимущественно до сих пор была известна как корпорация экономическая, то есть такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. По мере развития и утверждения корпоративной собственности корпорация все больше рассматривается как особый тип организации всей общественной жизни - экономической, социально-политической, духовной.

Корпоративизм сегодня понимается как способ организации общественной жизни, при котором местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в совместную активную общественную жизнь.

Какие изменения в культуре менеджмента являются наиболее существенными:

Во-первых, во второй половине 80-х гг. - главный потенциал развития и прогрессивных изменений кроется в человеке, «человеческом факторе», «человеческом ресурсе». Во-вторых, потенциал развития заключается не только в человеке, но и в его социальных организациях. Появилось понятие «организационная культура» как инструмент управления и часть общей культуры, культурных стереотипов поведения человека в обществе и организациях. В практике управления распространяются инновационные методы социального проектирования, программирования и социального прогнозирования.

Корпоративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время идеи корпоративизма проникли во все уголки земного шара. Корпоративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Россия.

Рыночный либерализм и весь уклад жизни России (хозяйственный, социальный, духовный) несовместимы. России периодически навязывают то «западные», то «восточные» модели развития. Россия не может принять ни одной из них. Уникальность страны в том, что она не Европа и не Азия. Россия расположена на двух частях света. У России другой путь и политический выбор.

Главное преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим состоит в том, что богатство одних не создается за счет других. Суть проблемы не в том, чтобы отнять богатство для бедных, а в том, чтобы всех сделать богатыми, хотя и в разной мере, с учетом способностей каждого. Бедные становятся более состоятельными, богатые становятся еще богаче, а относительный разрыв между ними сглаживается или выравнивается. Социальная доктрина в условиях корпоратизма реализуется не только фискальными усилиями государства, не только за счет перераспределения доходов, а прежде всего за счет предоставления каждому члену общества реальных возможностей получения лучших условий приложения своих сил. Каждый гражданин становится совладельцем собственности: банка, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда — словом, всех материально-финансовых средств, социальных институтов, способных обеспечить современное качество жизни. В этих условиях прекращается неограниченное злоупотребление собственностью, имуществом, деньгами, капиталом, которые становятся объектом социального регулирования. Это в свою очередь создает такие стимулы для творческого труда каждого, которые способны обеспечить высокую производительность труда, отличное качество изготовляемой продукции.

Самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственниками, совладельцами финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что для достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80% бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка осуществить реформирование России в интересах общества зашла в тупик. Следовательно, осуществляемая теория и практика социального менеджмента является пока крайне несовершенной.

Тема № 3 - «Развитие теории менеджмента»

1. Становление менеджмента и его основоположники

Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах М. Вебера.

Хронологически подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины «человеческих отношений», он переориентировался на социально-психологическую проблематику. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся «управление персоналом», или, более широко, «управление человеческими ресурсами», что во многом тождественно понятию «социальный менеджмент».

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856-1915) — основоположник школы научного менеджмента, автор книг «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).

Файоль Анри (1841-1925) — французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги «Общая и промышленная администрация» (1923).

Эмерсон Гаррингтон (1853-1931) — американский исследователь менеджмента, автор книг «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900), «Двенадцать принципов производительности» (1912).

Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей. Мэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины «человеческих отношений» и социальной философии менеджмента.

Дракер Питер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой эмпирической школы, представляющей собой синтез школы «научного менеджмента» с доктриной «человеческих отношений».

Гэлбрейт Джон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор. Основные работы были переведены на русский язык: «Новое индустриальное общество» (М., 1969), «Экономические теории и цели общества» (М., 1979).

В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу «Менеджерская революция», где как основную провел идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М. Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бэрнхейм, — это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге «Концепции корпорации» (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем «менеджмент-буме», когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом «менеджмент-бума» явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», основной пафос которого состоял в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

При всем многообразии различных современных взглядов можно выделить главные положения, лежащие в основе тех или иных научных школ социального менеджмента. В целях систематизации различных учений рассмотрим ведущие зарубежные школы управления.

2. Основные направления в развитии менеджмента

Классическая школа управления

Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912). Эти положения сводятся к следующему: 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого ее элемента; 2) отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; 3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной сиси мы организации труда; 4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и, соответственно, организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль. В своем основном труде «Общая и промышленная администрация» (1923) он пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования. Управлять, утверждал он, — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое представляет собой значительно более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.

Файоль разработал принципы административной деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.

Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направленияхрационализации производства и исследования общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.

Г. Эмерсон в работе «Двенадцать принципов производительности» (1911) рассматривал и формулировал принципы управления предприятиями. По мнению Эмерсона, такими принципами являются следующие:

♦ точно сформулированные цели управления, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

♦ подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

♦ компетентная консультация — необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

♦ дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

♦ комплексный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

♦ диспетчирование, обеспечивающее оперативное управление деятельностью коллектива;

♦ нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

♦ нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

♦ нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

♦ письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

♦ вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Г. Эмерсон впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления.

Л. Урвик развил и углубил основные положения А. Файоля. Главное внимание он уделил разработке принципов формальной организации.

Соответствие людей структуре. Подчеркивалось, что вначале следует, детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры.

Создание специального и генерального штабов. Основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Основными задачами генерального штаба являются подготовка и передача приказов руководителю, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности «штабных» специалистов.

Сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за какую-либо деятельность, необходимо также делегировать им власть, соответствующую и равную ответственности.

Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчиненных руководителю (такой диапазон, по мнению Урвика, в каждом случае зависит от индивидуальных качеств руководителя).

Специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя либо по географическому признаку.

Определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, характер взаимосвязи с другими лицами.

Совершенствованием организации производства промышленного предприятия занимался Г. Форд, сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф. Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применил следующие принципы организации управления:

• точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей;

• учет и планирование условий работы;

• подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;

• осуществление производства по стандартной технологии;

• постоянный поиск путей совершенствования производства.

Школа «человеческих отношений»

Родоначальником нового направления в теории управления считается Э. Мэйо. В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Уэстерн электрик» в городе Хоторне, продолжавшихся 13 лет (1927—1939), Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от социально-психологического климата в их среде (в так называемых неформальных малых группах). Видными представителями школы «человеческих отношений» являлись К. Арджерис, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор, Р. Блейк и др.

Основные положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению того, что в практике управления необходимо выявлять и использовать социально-психологические особенности группы. Значительное внимание представители школы «человеческих отношений» уделяли делегированию ответственности, эффективность которой, по их мнению, полностью определяется умением использовать возможности своих подчиненных как коллектива.

«Эмпирическая» школа управления

«Эмпирическая» школа развивается в двух основных направлениях. Проводятся конкретные организационно-технические и экономические исследования тех или иных проблем управления предприятием и осуществляется разработка концепций современного менеджмента: «участия в прибылях», «участия в управлении» и др. Наиболее видными представителями «эмпирической» школы являются П. Дракер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер.

Другим основным направлением исследований является изучение содержания труда и функций руководителей. Эта школа утверждает профессионализацию управления, т.е. превращение управления в особую профессию. Труд управляющего, по мнению «эмпиристов», характеризуется двумя особенностями: первая из них заключается в том, что управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинно цельное единство, а вторая — в том, что в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т.е. на перспективы развития организации.

Представители данной школы управления уделяют значительное внимание вопросам централизации и децентрализации менеджмента, делегированию ответственности и др. Одна из их рекомендаций получила наиболее широкое распространение. Речь идет о целевом управлении, на необходимость введения которого указал П. Дракер.

Целевое управление представляет собой постоянно действующую систему определения конкретных целей для каждого работника управляющей системы. Совместно со своим руководителем он определяет цели своей деятельности на определенный период, способы их достижения, методы и формы отчета о достигнутых результатах. Такое целевое управление позволяет точно указывать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу. При этом разработка целей осуществляется периодически, позволяя постоянно концентрировать усилия работников на наиболее важных задачах.

Школа «социальных систем»

Данная школа социального управления использует выводы школы «человеческих отношений», рассматривая человека в организации как социально ориентированное и направляемое существо, обладающее различными потребностями, влияющими на среду в организации. В то же время среда оказывает влияние на формирование потребностей. Наиболее видными представителями «социальных систем» являются Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони и др.

Отправным пунктом рассмотрения человека в организации является признание того, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Потребности каждого человека в организации рассматриваются школой «социальных систем» в виде иерархии потребностей: удовлетворив потребности одного уровня, индивид переходит к следующему. Однако в связи с тем, что природа организации ставит определенные преграды на пути человека, неизбежен конфликт между ним и организацией. Основную задачу школа «социальных систем» видит в снижении силы конфликтов.

Данная школа управления акцентирует внимание на исследовании наиболее общих форм организации, анализируя части системы, их взаимодействие, процессы, связывающие части системы с целями организации. Главными частями системы, по мнению представителей указанной школы, являются индивидуум, формальные и неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны определенными организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникации, процессы принятия решений. Предприятие при этом рассматривается как сложная социотехническая система.

«Новая» школа

Наиболее видными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир, Р. Калман, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер. Формирование «новой» школы связано с возникновением кибернетики и исследования операций и связано с внедрением в управление методов точных наук. Исследование операций оформилось в самостоятельную отрасль науки, развивающуюся в двух основных направлениях.

Первое связано с построением математических моделей явлений, наиболее часто встречающихся в производственном менеджменте и связанных с управлением запасами, распределением ресурсов, задачами массового обслуживания, заменой устаревшего оборудования, выбором стратегий поведения в условиях неопределенности, упорядочением работы по времени и другими. Второе акцентирует внимание на изучении систем и привело к созданию «системотехники».

В дальнейшем в «новой» школе сформировалась самостоятельная дисциплина — теория управленческих решений. Исследования в этой области направлены на разработку:

• методов математического моделирования процессов, выработки решений в коллективах;

• алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и т.д.;

• количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства в масштабе общества и отдельных фирм, моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития и др.

Менеджмент человеческих ресурсов

Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг., когда в одной из статей американского социолога Р. Е. Майлза модель «Человеческие отношения» противопоставлялась модели «Человеческие ресурсы». В модели «Человеческие отношения» основное внимание направлено на создание оптимальных условий труда для работника. В модели «Человеческие ресурсы» сотрудники рассматриваются как источник неиспользованных резервов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение сотрудников уже не является важнейшей целью, а становится результатом личной заинтересованности работающего.

Наиболее часто употребляемое толкование термина «менеджмент человеческих ресурсов» — мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. На самом деле можно привести очень много толкований и, хотя они различаются по некоторым пунктам, выделить несколько общих черт. Три основные из них:

» отношение к человеческому фактору как источнику доходов;

» создание простора деятельности для каждого сотрудника, что бы он мог внести свой личный вклад в общее дело;

» интеграция кадровой политики в общую политику предприятия общества.

Целью этого вида менеджмента является принятие на работу, стимулирование, совершенствование и профессиональная подготовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые эффективно реализуют цели организации.

Одно из существенных отличий модели «Менеджмент человеческих ресурсов» от модели «Менеджмент человеческих отношений» состоит в том, что при менеджменте человеческих ресурсов от самого сотрудника требуется активная позиция. Это предъявляет особые требования к структуре организации и политике предприятия в области организации труда и создания определенных условий работы. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы. Это означает, что одни сотрудники за свой труд получают больше и продвигаются по службе быстрее, чем другие.

Развитие мирового менеджмента проходило ряд взаимосвязанных стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство. Им на смену пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало «рекрутировать» юристов, считая, что главное в бизнесе и менеджменте — соблюдение формальных предписаний, различных инструкций, нормативных актов и законности в целом. В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных социологов, именно персоналоведы будут занимать лидирующее положение в управлении современным миром.

Тема № 4 - «Предмет и принципы социального менеджмента»

1. Социальное пространство как объект управленческого воздействия

Становление социального менеджмента неразрывно связано с повышением роли «социального аспекта» в жизни общества и с развитием всех наук, особенно социологии управления. Социальный менеджмент изучает систему социальных отношений, социальные процессы, социальную сферу, социальные ресурсы и складывающиеся в них управленческие и организационные отношения, их закономерности и принципы. При этом акцент делается и на методах достижения целей, социальных технологиях. Социальный менеджмент, опираясь на фундаментальные знания социологии управления, общие принципы технологизации социального пространства, методы разных наук, своей целью преследует получить наибольший социальный эффект на данном отрезке социального пространства при наименьших управленческих издержках.

Поскольку социальный менеджмент как массовое явление возник в результате осуществления управленческой революции на Западе в 60—80-е гг. XX в., он вплотную связывается с эффективностью управленческого воздействия в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночные структуры, экономику, финансы, структуры управления и т.п.

Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей, утверждение достойного образа жизни становятся не только тенденцией общественного развития, но и нормой социального поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное партнерство). В этих условиях цели их стратегия общественного развития определены в национальных социальных доктринах, законодательных нормах и акцент делается на методах их реализации в профессиональной деятельности управленцев на разных уровнях управления (от общества в целом до каждого местного сообщества, трудовой ассоциации, семьи, каждого гражданина в отдельности).

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип управленца-специалиста в этой области. Создается особый институт управления и управляющих - рыночный, успешно конкурирующий с государственным управлением, создающий необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется и деградирует.

Универсальной технологией разрешения социальных противоречий и конфликтов становится специальная отрасль государственной политики, которая разрабатывается и реализуется во всех развитых странах, — социальная.

Универсальной технологией оценки эффективности общественного воздействия становится социальное программирование, построение теоретической модели на основе передового зарубежного и отечественного опыта, что служит основой для оценки проблемной ситуации в социальной сфере.

Разрабатываются критерии, показатели и индикаторы в социальной сфере, с помощью которых фиксируются качественные и количественные изменения в социальных процессах, развивается социальная статистика, что способствует принятию грамотных управленческих решений в социальной сфере.

Показатели и статистика в социальной области подразделяются на четыре уровня: международный, национальный, региональный, местный (муниципальный). Они построены на единой основе, объединяются в рамках государственной информационной системы и соотнесены с международными нормативами, социальные стандарты получают юридическое закрепление.

Социальный менеджмент конца XX века формируется в условиях инновационной культуры - социальной, которая становится важнейшим элементом общей культуры управления общественными процессами.

Предпринимательство становится инновационным по своей сущности, прежде всего в сфере управления. Успех предпринимательства во многом определяет набор тех этических качеств, которые сегодня свойственны человеку, посвятившему себя бизнесу. В числе этих свойств личности предпринимателя особое значение приобретают те из них, формирование которых связано с предпринимательской культурой, которая является частью общей культуры, прежде всего управленческой. Цивилизованное малое предпринимательство и корпоративные принципы организации хозяйства утверждаются под благотворным влиянием управленческой (менеджеральной) революции.

Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на местах и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. В результате менеджеры не только получают широкие полномочия, но и несут ответственность за делегированные им полномочия перед населением. Население определяет цели развития местного сообщества, администраторы и менеджеры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представительной власти на местах. Это выступает не только как важнейший принцип организации корпоративного управления, но и как механизм формирования современной управленческой культуры, предпринимательской в том числе.

С помощью корпоративных начал и цивилизованного малого инновационного, наукоемкого предпринимательства постепенно создаются условия для оздоровления всей общественной жизни.

Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере социально ограничивать рынок. Они появляются в сфере управления, носят стратегический и тактический характер.

Государства вынуждено делегировать многие функции регулирования хозяйственной деятельности гражданам, территориям, производственным союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это позволяют разгружать верхние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дают возможность сосредоточиться на современных методах управления (стратегических, программно-целевых, информационно-аналитических и т.п.). Программно-целевые и прогностические методы управления, проверенные жизнью, становятся нормой управленческой деятельности на всех ее уровнях.

Принципы корпоратизма по мере развития и утверждения корпоративной собственности и управленческой культуры становятся всеобщими, их действие распространяется на все уровни организации общественной жизни. Они постоянно вводятся в ранг государственной политики, с помощью которых государство, во-первых, целенаправленно осуществляет меры всесторонней поддержки корпоративных начал, утверждение корпоративного образа жизни, во-вторых, само вынуждено строить властные отношения с обществом на принципах корпоратизма, договора, делегирования прав и ресурсов территориям, социальным организациям. Это и есть процесс становления гражданского общества, которое позволяет изменить отношения между центральной и местной властью, обеспечить их сбалансированное взаимодействие на основе согласия и взаимоконтроля, включения многих субъектов собственности во властные отношения. Именно в условиях гражданского общества появляются действенные механизмы общественного контроля за деятельностью центральной власти.

С помощью социального менеджмента отрабатываются механизмы наполнения бюджета с целью расходования финансовых средств нa социальные нужды на муниципальном уровне, увеличивается количество рабочих мест и создаются условия для приложения сил и способностей многих людей.

Социальный менеджмент обретает свой современный облик под влиянием теории и практики корпоратизма, которые, в свою очередь, с развитием менеджмента наполняются живыми механизмами реализации.

Таким образом, эти два явления общественной жизни во многом совпадают (частично или полностью) по целям общественного развития (обеспечение высокого качества товаров и услуг — повышение качества жизни каждого; появление многих субъектов собственности — формирование экономических условий для зарождения гражданского общества; повышение социальной обеспеченности граждан — создание дополнительных рабочих мест и зарабатывание средств на социальные нужды и т.п.).

В упрощенном понимании слово «менеджмент» — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски — «управление», вид деятельности, в котором определяются цели развития и находятся адекватные им методы их достижения. Наконец, «менеджмент» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Следовательно, менеджмент — это и область знаний, помогающих осуществлять функции управления.

Понятие «менеджмент» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол to manage (управлять), который происходит от латинского manus (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально обозначает «управление людьми». В современной теории социального управления под менеджментом понимается процесс руководства работником, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели социальной организации за счет руководства людьми.

«Менеджмент» — многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и т.п.).

Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и др.

Ключевым направлением в теории и практике менеджмента является определение целей развития социальной организации, финансовой структуры, фирмы, общества в целом.

Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на распределение материальных и духовных благ, обеспечивающая прогресс всех сторон общественной жизни, улучшение качества жизни каждого. Она охватывает все пространство жизни человека от условий его труда, быта, здоровья, досуга до социально-классовых, национально-этнических отношений. Содержание «социального» — это отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Отношения социального управления подразделяются на:

♦ отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социального управления;

♦ отношения управления внутри управляющей системы:

~ между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи);

~ между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи);

~ между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;

♦ отношения между руководителями и подчиненными:

- в каждом звене управления (отношения субординации),

- в разных звеньях управления (отношения координации).

♦ отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;

♦ внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);

♦ межсистемные, межличностные и смешанные,

♦ коллективные и индивидуальные;

♦ временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

♦ линейные, функциональные и смешанные.

Главная цель цивилизованного развития — не развитие экономики, рынка, технических структур, реформирование их, а увеличение доходов своих граждан, повышение качества их жизни, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка (средний класс), есть богатые и очень богатые.

Система социального менеджмента становится многофункциональной и соответствует структуре социальной сферы, которая характеризуется такими факторами: 1) доход на душу населения; 2) семейный доход; 3) минимальный жизненный уровень; 4) потребительская корзина; 5) трудовая занятость; 6) доступ к образованию; 7) медицинское обслуживание, качество питания; 8) экологическая ситуация (состояние окружающей среды, воздуха и т.п.); 9) демографическая обстановка (рождаемость, смертность, продолжительность жизни); 10) состояние личной безопасности; 11) состояние преступности; 12) состояние социальных связей, социальных коммуникаций и социальное самочувствие; 13) борьба с преступностью; 14) социальная поддержка незащищенных групп (пенсионеров, детей, инвалидов); 15) защита материнства и детства; 16) охрана труда, заработная плата; 17) отклоняющееся поведение; 18) состояние физкультуры и спорта; 19) состояние культурной среды, ее материально-техническая база; 20) сфера товаров и услуг.

Каждый структурный элемент социальной сферы связан со всеми остальными в рамках общей системы; система органов управления социальной сферой, опираясь на научные методы, осуществляет комплексное воздействие на всю совокупность социальных процессов с одной целью — повышение качества жизни своих членов.

Для осуществления любых преобразований в обществе, в том числе и в социальной сфере, требуется большое количество различных ресурсов: материальных, финансовых, социальных.

Содержание социального менеджмента составляет выявление законов, закономерностей, принципов, функций, методов целенаправленной деятельности субъектов управления, менеджеров в процессе управленческих отношений, которые возникают в изменяющейся социальной среде. Поэтому главный вопрос социального менеджмента — привести сложившуюся систему управленческих воздействий в соответствии с требованиями современных социальных процессов, социальной сферы и эффективного использования социальных ресурсов. Связи, отношения в социальном пространстве (социальная сфера, процессы, ресурсы), которые выражают устойчивую тенденцию сохранения или изменения качества жизни людей, их образа жизни, характеризуются значительной протяженностью во времени, последовательностью этапов, имеют определенные закономерности, — могут характеризоваться как социальное пространство.

Теория социального менеджмента может быть охарактеризована как комплексная система знаний, опирающаяся на разные методы научного познания, кибернетики, теории систем, синергетики, различных общественных наук. Она изучает и разрабатывает пути комплексного воздействия различных субъектов управления на социальное пространство в направлении повышения качества жизни людей.

Методологические основы социального менеджмента раскрывают его сущность, соде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: