| ü К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
|
| ü Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
|
| ü Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
|
| ü В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, её механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
|
| ü Материализм как господствующее направление философии был распространён в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периуда буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.
|
| ü материя реально существует;
|
| ü материя существует независимо от сознания (то есть зависит независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
|
| ü материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме самой себя;
|
| ü материя существует и развивается по своим внутренним законам;
|
| ü сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
|
| ü сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
|
| ü сознание определяется материей (бытием).
|
| ü реально существует только идея;
|
| ü идея первична;
|
| ü вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
|
| ü «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном замысле и т. д.);
|
| ü «мир вещей» - самостоятельный мир – не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
|
| ü каждая единичная вещь - воплощение идей (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);
|
| ü большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
|
| ü отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
|
| ü существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
|
| ü всё в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
|
| ü В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
|
| ü материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытии;
|
| ü основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
|