Онтологическая сторона основного вопроса философии
| | | |
| |
| | |
|
ü К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
|
ü Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
|
ü Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
|
ü В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, её механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
|
ü Материализм как господствующее направление философии был распространён в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периуда буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.
|
ü материя реально существует;
|
ü материя существует независимо от сознания (то есть зависит независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
|
ü материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме самой себя;
|
ü материя существует и развивается по своим внутренним законам;
|
ü сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
|
ü сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
|
ü сознание определяется материей (бытием).
|
ü Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
|
ü Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.
|
Субъективный идеализм (Беркли, Юм и др.)
| |
Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
| |
ü реально существует только идея;
|
ü идея первична;
|
ü вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
|
ü «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном замысле и т. д.);
|
ü «мир вещей» - самостоятельный мир – не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
|
ü каждая единичная вещь - воплощение идей (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);
|
ü большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
|
ü отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
|
ü всё существует только в сознании познающего субъекта (человека);
|
ü идеи существуют в разуме человека;
|
ü образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
|
ü вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
|
| | | | | |
| |
| | | | Дуализм наряду с деизмом относится к промежуточным (компромиссным) течениям философии, тогда как материализм и идеализм являются полярными (конкурирующими) главными направлениями. Был основан Декартом
| |
|
|
ü существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
|
ü всё в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
|
ü В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
|
ü материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытии;
|
ü основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
|
| | | |
| | Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворённой и не противопоставляли материю и дух (сознание).
| |
| |
|