Агрегатное состояние АХОВ | Условия хранения | Способы хранения | Характеристика резервуаров, используемых для хранения АХОВ | ||
вид (форма) | типовые объемы, мэ | нормативный коэффициент за- полнения | |||
Сжиженные газы | При температуре окружающей среды под давлением собственных паров 6 – 18 кгс/см3 | Наземный, реже заглубленный | Цилиндрические, горизонтальные (для аммиака, хлора, окиси этилена, фосгена и др.) | 10,25,40, 50, 100, 125, 160, | 0,8 - 0,85 |
Наземный | Шаровые (для аммиака, окиси этилена, хлора) | 600, | 0,83 | ||
Изотермичское под давлением, близким к атмосферному | Наземный | Вертикальные, цилиндрические | 0,835 | ||
Сжатые газы | При температуре окружающей среды и давлении 0,7 - 30 кгс/см2 | Наземный | Сферические газгольдеры (для аммиака, сероводорода) | 300, 400, 600, 800, 900, 1200, | - |
Жидкости | При атмосфер- ном давлении и температуре окружающего воздуха | Наземный | Вертикальные, цилиндрические (для ацетонитрила и др.) | 50, 100, 200, 300, 400, 700 1000, 2000, 3000, 5000 | 0,9 |
Наземный, реже заглубленный | Горизонталь- ные, цилинд- рические (для цианистого и фтористого водорода. метиламина, хлорпикрина и др.) | 5, 10, 25, 50,75,100 | 0,9 |
Для временного хранения АХОВ перед отправкой на базисные и расходные склады потребителей используются железнодорожные склады, располагаемые в тупиках не ближе 300 метров от жилых и общественных зданий. В этом случае ядовитые вещества находятся в специальных цистернах. Срок хранения при этом не должен превышать 2-3 суток. Однако предельно допустимое количество АХОВ, находящихся на таких складах, не установлено, что нередко приводит к бесконтрольному скоплению на железнодорожных станциях множества цистерн, используемых в качестве временных хранилищ.
Железнодорожный транспорт является основным видом перевозки АХОВ. По железным дорогам России ежегодно перевозится свыше 500 тыс. тонн хлора. Нормы перевозки опасных грузов регламентируются Правилами перевозок и тарифов железнодорожного транспорта, а также требованиями Правил ПБХ-93 и инструкций Госгортехнадзора Российской Федерации.
Грузоподъемность железнодорожных цистерн: для хлора - 47,55 и 57 т; аммиака - 30 и 45 т; соляной кислоты - 52 и 59 т; фтора - 20 и 25 т.
Автомобильным транспортом АХОВ перевозятся в цистернах грузоподъемностью 2 - 6т. Помимо цистерн используются различные контейнеры емкостью от 0,1 до 0,8 м3 и баллоны емкостью от 0,016 до 0,05 м3.
По территории крупных химически опасных объектов АХОВ перевозят железнодорожными цистернами либо транспортируют по трубопроводам.
Для перекачки сжиженного аммиака имеется единственный магистральный трубопровод Тольятти - Одесса, протяженность которого составляет 2,1 тыс. км.
Повреждение или разрушение специальных хранилищ, цистерн, технологических коммуникаций может привести к выбросу АХОВ в окружающую среду и созданию очага химического поражения. Образовавшееся при этом облако зараженного воздуха формирует зону заражения, пребывание людей в которой может представлять угрозу для их жизни и здоровья.