double arrow

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по представлению Н. Ф. Реймерса, должно достигаться с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаган­ду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных усло­виях, провозглашенные в многочисленных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, понятны и признаны:

– всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

– природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

– чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

– призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

– если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтоже­ние»;

– сложившийся в массовом сознании в течение многих лет ан­тропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен но­вым видением мира – экоцентрическим;

– люди должны быть правильно ориентированы и готовы к ради­кальному изменению системы ценностей и поведения, а имен­но к отказу от перепотребления (для развитых стран), от уста­новки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологи^ской безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на основном по­стулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы – в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализа­ции основных направлений в охране окружающей среды.

Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе «смены приоритетов» воспитание экологического соз­нания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха – экономический, а экологическое самосоз­нание лишь облегчает переход к экономному образу жизни.

Конечно, одного экологического мышления при решении приро­доохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную эко­номическую основу. Но с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором эконо­мика должна развиваться наряду, вместе с экологией, людьми, у кото­рых сформировался антропоцентрический тип экологического соз­нания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: