Вопросы и задания. 1. Назовите признаки формального экологического образования

1. Назовите признаки формального экологического образования.

2. В чем заключаются особенности неформального экологического образования?

3. Сравните формальное и неформальное экологическое образование.


3.3. Экологическое образование в общеобразовательной школе

Модели экологического образования школьников. Согласно концепции экологического образования школьников, разработанной акад. И.Д.Зверевым, экологическое образование предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по изучению природной среды. Согласно данной концепции, в общеобразовательной школе приняты многопредметная, однопредметная и смешанная модели экологического образования.

Однопредметная модель предполагает обязательное включение в учебный план предмета «экология», функция которого состоит в достижении целей экологического образования школьников.

В настоящее время, когда из базисного учебного плана общеобразовательной школы учебный предмет «экология» исключен, во многих школах принята многопредметная модель, в соответствии с которой экологическую составляющую включают в содержание разных учебных предметов — в биологию, географию, химию, физику и др.

Смешанная модель экологического образования предполагает специальное изучение основ экологии в рамках самостоятельного учебного предмета «экология» и одновременно насыщает экологическими понятиями содержание всех других школьных предметов.

В начале 90-х гг. XX в., в период реформирования образования в нашей стране, в учебные планы общеобразовательной школы был ненадолго введен предмет «экология». В первые годы практика обучения этому предмету выстраивалась интуитивно, без опоры на теорию и без какого-либо методического сопровождения. В результате оказалось, что включение этой дисциплины в школьный учебно-воспитательный процесс не смогло изменить общего состояния школьного экологического обучения и воспитания. Затем были приняты новые базисные учебные планы и учебному предмету «экология», к сожалению, не нашлось в них места. Заявления об актуальности экологического образования, высказываемые в то время на разных уровнях, на деле оказались чисто декларативными.

В настоящее время экологическое образование осуществляется в общеобразовательной школе посредством внеклассной и внеурочной работы, экологических экскурсий, а также деятельности клубов, экологических центров и кружков.

Экологическое образование школьников как педагогическая система. Система экологического образования школьников выступает как подсистема общего образования. На ее функционирование влияют политические, культурные и социально-экономические факторы.

Ведущими идеями становления и развития системы экологического образования в общеобразовательной школе являются следующие:

• непрерывность экологического образования;

• обеспечение возможностей для самовоспитания и самообразования ученика, развитие у него рефлексии, интеллекта, моральных и нравственных качеств личности;

• реализация личностно ориентированного подхода к развитию личности ученика, позволяющего создать образовательную среду, включающую общение, мотивацию, сотрудничество, сотворчество;

• функция системы экологического образования рассматривается как функция трансляции и развития культуры, развития глобально ориентированного научного мировоззрения;

• рассмотрение целей экологического образования как совокупности социальных целей, развивающихся под влиянием социально-экономического и научно-технического прогресса;

• рассмотрение экологии как источника формирования научного глобально ориентированного мировоззрения и экологического стиля мышления.

Компонентами системы экологического образования выступают цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, учебно-методическое и материально- техническое сопровождение, результаты. К результатам экологического образования относятся экологическая компетентность ученика, сформированность у него мировоззренческих установок, развитие экологической культуры и развитие интеллектуальных качеств личности (табл 1).

Развитие личности совершается в определенных социокультурных условиях, в деятельности, в общении с людьми и природой. Осознание необходимости ответственного отношения к окружающей среде означает меру проявления человеком своих обязанностей и прав избирать в конкретной ситуации оптимальный вариант взаимодействия с природой. В личностном плане как важное нравственно-психологическое качество выступает экологическая ответственность.

Восприятие природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями элементов становится основой для понимания учащимися ее универсальной и абсолютной ценности. Отношение к природе проявляется в виде потребностей, эмоциональных проявлений любви, привязанности, участия и соучастия, сочувствия или равнодушия.

Отношение человека к природе отражает степень взаимодействия нормативных ценностей природы с присвоенной личностью системой ценностей. Специфичность ценностей природы проявляется в их универсальности, например: ценности природы, биологического разнообразия, ценность жизни и здоровья и т.д.

Теоретической предпосылкой формирования системы экологического образования школьников выступают следующие дидактические закономерности:

• единство структурных элементов системы экологического образования в общеобразовательной школе;

• функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;

• единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования.

Учебно-воспитательный процесс в отношении экологии включает формы и методы обучения и воспитания, средства обучения, совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания экологического образования, контроль достижений учащихся. Логика учебно-воспитательного процесса по экологии в школе проявляется в связях и отношениях между деятельностью учащихся и учителя, в своем единстве и целостности приводящих к достижению образовательных целей экологического образования.

Процесс обучения экологии логически обусловливает последовательность изучения учебных тем в структуре учебного предмета «экология», последовательность и взаимосвязь теоретических и практических занятий, уроков, экскурсий в природу и экологических практикумов.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: