Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено появлением у человека и общества новых потребностей, развитием, совершенствованием практики, всей деятельности человека.
Познание – это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических средств. Это и социально-организованная форма теоретической деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Это и целостный процесс, в котором человек участвует всеми своими способностями.
Несколько упрощая сложный процесс познания, в нём можно выделить уровни: чувственный, рациональный и метарациональный.
Чувственный уровень – непосредственное и очевидное познание с помощью восприятий, представлений, ощущений (формы познания: ощущение – отражение в сознании чел-а отдельных свойств, признаков предметов и явлений; восприятие – целостный образ предмета, данный в живом непосредственном созерцании; представление – обобщённый образ предмета, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимается в данный момент). В результате данного познания возникают факты, протоколы, эмпирические зависимости, диаграммы в контексте прикладных наук.
|
|
Рациональный уровень – познание абстрактное, теоретическое, с помощью понятий, суждений, умозаключений. Оно изучает философию рационализма, в результате возникают теор. модели, концепции.
Метарациональное познание осуществляется посредством интуиции, прозрений, открытий.
Формы общественного познания: мораль, искусство, религия, наука, философия, политика, право, мифология.