Философия и наука

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию,

то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться

математика, механика.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).

Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др.

. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного

миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам

позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да

здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые

связаны с языковыми играми».

4. Предмет и основные функции философии.
Предметом философии является тот круг вопросов, который философия изучает. Предметом философии является любое субъективное или объективное реальности, по поводу которого человек задумывается и пытается дать рационально обоснованные ответы на существующие вопросы.

Мировоззренческая (основная функция)-способствует формированию целостности картины мира, представление об его устройстве, места человека в нём, принципов взаимодействия с ОМ.

Методологическая- вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – учит консентуально мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, мысленно создавать схемы и системы ОМ.

Гносеологическая- правильное и достоверное познание окр. Действительности.

Критическая- подвергает сомнению ОМ, существующие знания, искать новые качества, черты, скрывать противоречия. Конечная цель этой функции заключается в расширении границ познания.

Аксиологическая(наука о ценностях)- оценка вещей, явлений ОМ с точки зрения различных ценностей.

Социальная- заключается в объяснении общества (причины возник-я, структура, его улучшение)

Воспитательно-гумманитарная- культивация гуманистических ценностей, идеалов в укреплении морали и в адаптацию человека в ОМ и в поиске смысла жизни.

Прогностическая- заключается в прогнозировании будущей ситуации развития ОМ, человека, явлений в нашей жизни

5.Античная философия общая характеристика.

Античной философией называют совокупность фило­софских учений, развившихся в древнегреческом и древ­неримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.

В чем состоят достижения античной философии.
Античность создала сам термин «философия» и сфор­мулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпо­ху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скепти­цизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тен­денциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм.
В античной философии выработана первая историче­ская форма диалектики, что позволило выразить логиче­ские переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и много­го, материи и формы, возможности и действительности.
За всю свою более чем тысячелетнюю историю антич­ная философия продвинула вперед изучение всех облас­тей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Классические греки совер­шенно не обладали «чувством истории». Интерес к исто­рии начинает появляться лишь в период разложения древнегреческой классики, в эллинизме, а подлинный ин­терес — лишь в эпоху христианского средневековья. Непреходящей заслугой античной философии являет­ся всеобъемлющее и систематическое обоснование фило­софии как теории, разработка основных разделов фило­софского знания, развитие системы понятий, а также по­становка всех основных философских проблем. Ее влия­ние на последующую философскую мысль огромно.
Периодизация античной философии
Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю (VII в. до н. э. — VI в. н. э.). Внутри этой исто­рии различают следующие периоды:
• досократический — VII — V вв. до н. э.;
• классический (сократический) — середина V — ко­нец IV вв. до н. э.;
эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;
римский — I в. до н. э. — VI в. н. э.

6. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.
Предпосылки:
возникают первые мануфактуры

время геогр. открытий

бурный рост городов

необходимость обмена, торговли

изменение идеологии

растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

В развитии три периода:
1.гуманистический (13-14вв)
Представители: Данте, Петрарка, Монтени.
Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Концепции гуманистического периода:
идея гуманизма (человек – высшая ценность)

идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

идея равенства

идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)

2. неоплатонический вторая половина 15 в.
Представители: Николай Кузанский, Мирандола.
Для него характерно:
возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе
3.натурфилософский. 15-16 вв
Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.
Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
Установки:
Новая трактовка природы.

идея бесконечности природы

множественность миров

однородность этих миров (единство, связь)

формирование гелиоцентрической модели мира

Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

Значительное достижение Реннесанса- подготовка и формирование методики научного познания, которое стало приоритетным в эпоху Нового времени. Приотетными в процессе познания становятся наблюдение, эксперимент, жизненный опыт. возникает естествознание. Был осуществлен переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.

7. Философия Средневековая: общая характеристика

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.
Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в. п. э.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: