Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:
1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.
Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию,
то есть без особой опоры на науку, без доказательств.
На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться
математика, механика.
2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).
Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др.
. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного
миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам
позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да
здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые
связаны с языковыми играми».
4. Предмет и основные функции философии.
Предметом философии является тот круг вопросов, который философия изучает. Предметом философии является любое субъективное или объективное реальности, по поводу которого человек задумывается и пытается дать рационально обоснованные ответы на существующие вопросы.
|
|
Мировоззренческая (основная функция)-способствует формированию целостности картины мира, представление об его устройстве, места человека в нём, принципов взаимодействия с ОМ.
Методологическая- вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая – учит консентуально мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, мысленно создавать схемы и системы ОМ.
Гносеологическая- правильное и достоверное познание окр. Действительности.
Критическая- подвергает сомнению ОМ, существующие знания, искать новые качества, черты, скрывать противоречия. Конечная цель этой функции заключается в расширении границ познания.
Аксиологическая(наука о ценностях)- оценка вещей, явлений ОМ с точки зрения различных ценностей.
Социальная- заключается в объяснении общества (причины возник-я, структура, его улучшение)
Воспитательно-гумманитарная- культивация гуманистических ценностей, идеалов в укреплении морали и в адаптацию человека в ОМ и в поиске смысла жизни.
Прогностическая- заключается в прогнозировании будущей ситуации развития ОМ, человека, явлений в нашей жизни
5.Античная философия общая характеристика.
Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.
В чем состоят достижения античной философии.
Античность создала сам термин «философия» и сформулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпоху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тенденциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм.
В античной философии выработана первая историческая форма диалектики, что позволило выразить логические переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности.
За всю свою более чем тысячелетнюю историю античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Классические греки совершенно не обладали «чувством истории». Интерес к истории начинает появляться лишь в период разложения древнегреческой классики, в эллинизме, а подлинный интерес — лишь в эпоху христианского средневековья. Непреходящей заслугой античной философии является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как теории, разработка основных разделов философского знания, развитие системы понятий, а также постановка всех основных философских проблем. Ее влияние на последующую философскую мысль огромно.
Периодизация античной философии
Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю (VII в. до н. э. — VI в. н. э.). Внутри этой истории различают следующие периоды:
• досократический — VII — V вв. до н. э.;
• классический (сократический) — середина V — конец IV вв. до н. э.;
эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;
римский — I в. до н. э. — VI в. н. э.
|
|
6. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.
Предпосылки:
возникают первые мануфактуры
время геогр. открытий
бурный рост городов
необходимость обмена, торговли
изменение идеологии
растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство
В развитии три периода:
1.гуманистический (13-14вв)
Представители: Данте, Петрарка, Монтени.
Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Концепции гуманистического периода:
идея гуманизма (человек – высшая ценность)
идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)
идея равенства
идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)
2. неоплатонический вторая половина 15 в.
Представители: Николай Кузанский, Мирандола.
Для него характерно:
возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;
идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»
Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе
3.натурфилософский. 15-16 вв
Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.
Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
Установки:
Новая трактовка природы.
|
|
идея бесконечности природы
множественность миров
однородность этих миров (единство, связь)
формирование гелиоцентрической модели мира
Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.
Значительное достижение Реннесанса- подготовка и формирование методики научного познания, которое стало приоритетным в эпоху Нового времени. Приотетными в процессе познания становятся наблюдение, эксперимент, жизненный опыт. возникает естествознание. Был осуществлен переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.
7. Философия Средневековая: общая характеристика
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.
Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в. п. э.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени
|
|