Решение проблемы соотношения материи и сознания различными философскими направлениями

Материалистическое решение проблемы сознания становится возможным только на основе концепции развивающейся материи. Ключевым здесь становится вопрос о происхождении и специфике сознания как особого человеческого феномена, феномена, характерного для функционирования человеческой жизнедеятельности. Стратегическое решение этого вопроса в диалектическом материализме выглядит так: сознание есть продукт развития материи, есть свойство высокоорганизованной материи. Сознание как свойство высокоорганизованной материи есть продукт развития некоего исходного, всеобщего и универсального материального свойства, свойства, которое имманентно присуще материи. И такое свойство действительно имеет место. Это свойство отражения.

Можно утверждать, что явление отражения, определяемое как воспроизведение характеристик одного объекта в характеристиках другого, действительно обладает материальной всеобщностью и универсальностью. Для этого достаточно знать, что отражение имеет место в любом процессе взаимодействия. В свою очередь, в любом процессе взаимодействия происходит изменение свойств взаимодействующих объектов. Итак, любому процессу взаимодействия сопутствует явление отражения, но поскольку взаимодействие представляет собой всеобщее материальное свойство, можно утверждать, что и отражение является всеобщим материальным свойством.

При внимательном рассмотрении обнаруживается, что возможны лишь две философские позиции, действительно ставящие перед собой проблему соотношения материи и сознания. Основное условие постановки этой проблемы заключается: 1) в осознании и, в то же время, 2) в признании их взаимосвязи. Таким образом, требуется найти способ перехода между этими, казалось бы, непересекающимися мирами. Соответственно, следует либо из сознания вывести материю, либо, наоборот, показать, как материя порождает сознание. Первая возможная позиция определяет магистральный подход идеалистической философии, вторая позиция задает магистральное направление материалистической философии. Но в обоих случаях подлинно фундаментальным считается лишь одно субстанциальное основание (соответственно, сознание и материя), поэтому и идеализм, и материализм являются представителями философского монизма – позиции, исходящей из признания одного первопринципа.

В позиции философского идеализма нет согласующейся с научными данными концепции перехода от сознания к материи. Поэтому наука не может принять эту позицию.

Можно утверждать, что единственным философским направлением, согласующимся с научным подходом, является материализм. Так, обнаруживает свою полную неспособность разрешить проблему сознания так называемый метафизический материализм.

Метафизический материализм трактует материю как непрерывно изменяющееся многообразие самих по себе неизменных материальных элементарных частиц, которые, находясь в непрерывном движении, могут под действием внешних условий объединяться, создавая различного рода механические системы.

Метафизический материализм в силу своих исходных допущений (отрицания развития материи) оказался не в состоянии решить проблему сознания.

Ситуация с проблемой сознания принципиально меняется на рубеже XIX – XX вв. В это время складывается новая мировоззренческая платформа материализма, вошедшая в историю мысли под названием диалектического материализма. Ее главной особенностью стало включение в концепцию материи идеи развития. Основной тезис диалектического материализма гласит: хотя вещество – это материя, но материя не есть вещество, материя не сводится только к системам элементарных частиц.

Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая существует до, вне и независимо от человека и человеческого сознания.

Новое понимание материи изменило и постановку проблемы сознания. Противопоставление теперь пролегло не между вещами протяженными (res extensa) и вещами мыслимыми (res cogitans), но между реалиями, имеющими объективный, независимый от человека характер и феноменами человеческого сознания или производными от них. Соответственно, задача материалистического решения проблемы сознания приобрела более конкретный характер. Надо было материалистически объяснить возникновение сознания не как некой субстанции, но как феномена, характерного именно для человека и человеческого общества. И только на этой основе оказалось возможным реалистичное понимание специфической идеальности сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: