Концепция независимости играет важную роль на каждом уровне контроля. Независимость контролёров от контролируемых лиц важна всегда, однако реальное обеспечение этой независимости на всех уровнях достаточно затруднительно. Подчинение контролёров и контролируемых единому административному руководству неизбежно влечёт конфликт интересов, приводящий к невозможности обеспечения полной независимости ни внутреннего, ни внешнего контроля. Руководитель, получивший от своих подчинённых сведения о нарушениях, допущенных другими подчинёнными, неизбежно станет сравнивать преимущества принятия необходимых мер с ущербом для своих материальных интересов, интересов организации, своей репутации или репутации организации. При этом принадлежность к единой административной иерархии оставляет у руководителя достаточно инструментов для воздействия не только на нарушителей, но и на контролёров.
Даже максимально далёкое разнесение функций контроля и контролируемых лиц – отнесение контроля к иной ветви государственной власти (Счётные палаты) – сохраняет возможности добровольной заботы контролёров о «чести мундира», выражаемой в превратно понятой «заботе о репутации государства».
|
|
Поэтому максимизация независимости в системе контроля государственного управления может быть достигнута только при привлечении частного бизнеса к аудиту максимально широких сфер деятельности государства, от финансов до использования ИКТ-систем. Конечно же, частный бизнес не может считаться независимым от государственной власти, например, и может быть подвергнут существенному давлению по линиям государственного регулирования, налогового администрирования, и многим другим. Однако привлечение частного аудитора минимизирует вероятность добровольного сговора с контролируемым лицом по «идейным» соображениям. Частный бизнес, во-первых, свободен от корпоративных интересов органов власти, и, во-вторых, привлечение частного бизнеса позволяет использовать конкуренцию для предотвращения систематического искажения контрольных процедур и результатов контроля.
При найме частной аудиторской организации для проведения информационного аудита государственного органа необходимо выполнение ряда требований, обеспечивающих максимальную независимость аудитора (неаффилированность аудитора и аудируемого лица).
Информационный аудит не может быть поручен:
· аудиторской организации, руководители или аудиторы которой состоят с руководителями аудируемого лица или должностными лицами аудируемого лица, ответственными за любые аспекты аудируемой деятельности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
|
|
· аудиторской организации, собственником которой является государство или органы местного самоуправления, государственные предприятия или компании, а также лица, являющиеся руководителями или сотрудниками органов государственной власти и управления и лица, находящиеся в близком родстве с руководителями или сотрудниками аудируемого лица;
· организации-разработчику ИКТ-системы, являющейся предметом аудита, или каких-либо её компонент, а также организации, оказывавшей в течение пяти лет, предшествовавших проведению аудита, услуги по внедрению ИКТ-систем в деятельность аудируемого лица;
· организации, оказывавшей в течение пяти лет, предшествовавших проведению аудита, услуги по эксплуатации или поддержке ИКТ-систем аудируемого лица или отдельных компонент этих систем.
Порядок выплаты и размер вознаграждения аудиторской организации за проведение информационного аудита не может быть поставлен в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований заказчика аудита о содержании отчёта аудитора.