Независимость частного информационного аудита

Концепция независимости играет важную роль на каждом уровне контроля. Независимость контролёров от контролируемых лиц важна всегда, однако реальное обеспечение этой независимости на всех уровнях достаточно затруднительно. Подчинение контролёров и контролируемых единому административному руководству неизбежно влечёт конфликт интересов, приводящий к невозможности обеспечения полной независимости ни внутреннего, ни внешнего контроля. Руководитель, получивший от своих подчинённых сведения о нарушениях, допущенных другими подчинёнными, неизбежно станет сравнивать преимущества принятия необходимых мер с ущербом для своих материальных интересов, интересов организации, своей репутации или репутации организации. При этом принадлежность к единой административной иерархии оставляет у руководителя достаточно инструментов для воздействия не только на нарушителей, но и на контролёров.

Даже максимально далёкое разнесение функций контроля и контролируемых лиц – отнесение контроля к иной ветви государственной власти (Счётные палаты) – сохраняет возможности добровольной заботы контролёров о «чести мундира», выражаемой в превратно понятой «заботе о репутации государства».

Поэтому максимизация независимости в системе контроля государственного управления может быть достигнута только при привлечении частного бизнеса к аудиту максимально широких сфер деятельности государства, от финансов до использования ИКТ-систем. Конечно же, частный бизнес не может считаться независимым от государственной власти, например, и может быть подвергнут существенному давлению по линиям государственного регулирования, налогового администрирования, и многим другим. Однако привлечение частного аудитора минимизирует вероятность добровольного сговора с контролируемым лицом по «идейным» соображениям. Частный бизнес, во-первых, свободен от корпоративных интересов органов власти, и, во-вторых, привлечение частного бизнеса позволяет использовать конкуренцию для предотвращения систематического искажения контрольных процедур и результатов контроля.

При найме частной аудиторской организации для проведения информационного аудита государственного органа необходимо выполнение ряда требований, обеспечивающих максимальную независимость аудитора (неаффилированность аудитора и аудируемого лица).

Информационный аудит не может быть поручен:

· аудиторской организации, руководители или аудиторы которой состоят с руководителями аудируемого лица или должностными лицами аудируемого лица, ответственными за любые аспекты аудируемой деятельности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

· аудиторской организации, собственником которой является государство или органы местного самоуправления, государственные предприятия или компании, а также лица, являющиеся руководителями или сотрудниками органов государственной власти и управления и лица, находящиеся в близком родстве с руководителями или сотрудниками аудируемого лица;

· организации-разработчику ИКТ-системы, являющейся предметом аудита, или каких-либо её компонент, а также организации, оказывавшей в течение пяти лет, предшествовавших проведению аудита, услуги по внедрению ИКТ-систем в деятельность аудируемого лица;

· организации, оказывавшей в течение пяти лет, предшествовавших проведению аудита, услуги по эксплуатации или поддержке ИКТ-систем аудируемого лица или отдельных компонент этих систем.

Порядок выплаты и размер вознаграждения аудиторской организации за проведение информационного аудита не может быть поставлен в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований заказчика аудита о содержании отчёта аудитора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: