Ф-я Иммануила Канта

1. Основоположник немец. классического идеализма Иммануил Кант (1724 - 1804) – немец. (прусский) философ, профессор Кенигсберского ун-та.

Все творчество К. можно разделить на 2 больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода Филос.ий интерес К. был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной Ф-и. 3 фундаментальных Филос.их произведений К.: • "Критика чистого разума"; • "Критика практич. разума"; • "Критика способности суждения".

2. В основе Филос.их исследований К. критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г) лежит проблема познания.

Всвоей книге "Критика чистого разума" К. отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей дейст-сти.

Большинство ф-фов до К. видело в качестве гл. причины трудностей познания именно объект познават. деят-сти — бытие, окр. мир, кот. содержит в себе множество тайн. К. же выдвигает гипотезу, согласно кот. причиной трудностей при познании явл. не окр. действительность — объект, а субъект познават. деят-сти — чел-к, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеч. разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум чел.а со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых К. было обнаружено 4, К. назвал антиномиями. 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен. 2. Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. В мире нет ничего простого. 3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. 4. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. 5. Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

Наличие антиномий, по К., - доказательство наличия границ познават. способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" К. классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе". Апостериорное знание — то знание, которое получает чел. в результате опыта. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущ. в разуме изначально и не требует никакого опытного док-ва. Например: "Человеческая жизнь протекает во времени". "Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей Ф-и К. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, кот. никогда не будет познана разумом.

3. К. выделяет схему познават. процесса, согласно кот.:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств чел.а; • органы чувств чел.а принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; • человеч. сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в рез-те чего в человеч. разуме возникает целостная картина окр. мира; • целостная картина окр. мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, кот. не имеет ничего общего с реальным миром;реальный мир, образы кот. воспринимают разум и чувства, явл. "вещью в себе" — субстанцией, кот. абсолютно не может быть понята разумом; • человеч. разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

4.Само человеч. сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по К., имеет свою стр-ру, кот. вкл. в себя: • формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума.

5. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслит. деят-сть и познание, К. выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем произведении — "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение чел.а? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: • чистая нравственность — признанное всеми добродетельное обществ.ое сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; • мораль, поведение чел.а должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

К. сформулировал моральный закон и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: