Тема №13. Познание

1. ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИССЛЕДУЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ ПО-ЗНАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) теологией

2) аксиологией

3) онтологией

4) гносеологией

2. ТОЛЬКО ПРАКТИКА ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ, ИСТОЧНИКОМ И КРИТЕ-РИЕМ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА – ДОКАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

1) экзистенциализма

2) марксизма

3) солипсизма

4) томизма

3. ФОРМОЙ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ: )

1) суждение

2) теория

3) восприятие

4) гипотеза

4. ИДЕЯ, ЧТО ИСТИНА ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ СОЗНАНИЯ ВЕЩАМ, ВЫСКАЗЫВАЛАСЬ:

1) Аристотелем

2) Беркли

3) Махом

4) Фомой Аквинским

5. К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОЗНАНИЮ ОТНОСИТСЯ:

1) измерение

2) эксперимент

3) формализация

4) наблюдение

6. УТВЕРЖДАЯ, ЧТО ИСТИНА ЕСТЬ РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТНЫХ СИЛ САМОЙ МАТЕРИИ, ЕЕ САМОДВИЖЕНИЕ, ФИЛОСОФ ВСТАЕТ НА ПО-ЗИЦИИ:

1) материализма

2) прагматизма

3) субъективного идеализма

4) объективного идеализма

7. СИСТЕМУ ПРИЕМОВ, ПРОЦЕДУР, ПРАВИЛ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ, НАЗЫВАЮТ:

1) парадигмой

2) экспериментом

3) методом

4) теорией

8. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ДАЮЩАЯ ЦЕЛОСТ-НОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И СУЩНОСТИ ИЗУ-ЧАЕМОГО ОБЪЕКТА, ЕСТЬ:

1) обобщение

2) факт

3) теория

4) гипотеза

9. ТЕЗИС ПРОТАГОРА «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ» СТАЛ КЛАССИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ _______________ В ТРАКТОВКЕ ИСТИНЫ:

1) диалектики

2) догматизма

3) критицизма

4) релятивизма

10. ЕДИНИЦА МЫСЛИ, ФИКСИРУЮЩАЯ ОБЩИЕ И СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) знаком

2) понятием

3) словом

4) переживанием

11. ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ, ПРИСУЩИХ ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ, НА ДРУГОЙ, ПОДОБНЫЙ ПЕРВО-МУ, ПРЕДМЕТ ЕСТЬ:

1) моделирование

2) абстрагирование

3) обобщение

4) аналогия 107

12. ГНОСЕОЛОГИЯ – ЭТО РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, В КОТОРОМ ИЗУ-ЧАЮТСЯ ВОПРОСЫ:

1) первоосновы всех вещей

2) сущности человека

3) сущности и смысла истории

4) природы познания и его возможностей

13. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЕМ И ЕГО ОПРЕ-ДЕЛЕНИМ: А) – ПРОБЛЕМА, Б) – ЗАБЛУЖДЕНИЕ, В) – ЛОЖЬ:

1) преднамеренное воздействие заведомо неправильных представ-лений об истине

2) объективно возникающий в процессе познания вопрос или ком-плекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес

3) непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объек-ту

14. ПО МНЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ____________, ЗНАНИЯ О ВЕЩАХ ИЗМЕНЧИВЫ И ТЕКУЧИ, И ПОЭТОМУ О ВСЯКОЙ ВЕЩИ МОЖНО СКАЗАТЬ ДВОЯКО И ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ОБРАЗОМ…

1) скептицизма

2) гносеологического оптимизма

3) догматизма

4) агностицизма

15. НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОКАЗА-ТЕЛЬСТВ, ОПОРА НА ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ОТЛИЧАЕТ _____ЗНАНИЕ:

1) обыденное

2) научное

3) паранаучное

4) квазинаучное

16. СОВЕРШЕННО ПОЛНОЕ, ТОЧНОЕ, ВСЕСТОРОННЕЕ, ИСЧЕРПЫ-ВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О КАКОМ-ЛИБО ЯВЛЕНИИ НАЗЫВАЮТ __________ ИСТИНОЙ:

1) абсолютной

2) научной

3) объективной

4) субъективной

17. БЛАГОДАРЯ КИБЕРНЕТИКЕ И СОЗДАНИЮ ЭВМ, В НАУЧНОМ ПО-ЗНАНИИ СТАЛ ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОД:

1) конструирования

2) моделирования 108

3) эксперимента

4) проектирования

18. ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЙ РАСПОЛАГАЕТ ОБЩЕСТ-ВО ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЙ ИНДИВИД, ЕСТЬ…

1) представление

2) знание

3) концепция

4) познание

19. ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МА-ТЕРИАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) практика

2) чувственные переживания

3) логические построения

4) самоочевидность и достоверность

20. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ, ВЫСТУПАЮЩАЯ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА НА-УЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) парадигмой

2) доктриной

3) идеологией

4) учением

21. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УСМОТРЕНИЕ ИСТИНЫ РАЗУМОМ Р. ДЕ-КАРТ НАЗЫВАЛ:

1) анализом

2) интуицией

3) индукцией

4) дедукцией

22. О НЕПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА ГОВОРИТ:

1) мистицизм

2) агностицизм

3) скептицизм

4) материализм

23. ПРАГМАТИЗМ СЧИТАЕТ ИСТИНОЙ:

1) очевидные и достоверные факты

2) знание, ведущее к успешному действию

3) общезначимость коллективных представлений

4) соответствие знаний об объекте самому объекту 109

24. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ИСТИНЫ И ИХ ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ:

А) – КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ,

Б) – КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ,

В) – ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ:

1) истина есть согласованность знания с более общей, охватываю-щей системой знания

2) истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность

3) истина есть соответствие знания объективной реальности

25. УМОЗРИТЕЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ПРИРОДЫ БЕЗ ОПОРЫ НА ОПЫТНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ...

1) социал-дарвинизмом

2) натурфилософией

3) утопией

4) пантеизмом

26. КАТЕГОРИЗАЦИЯ – ЭТО

1) выделение группы объектов на основе некоторого общего абст-рактного признака

2) выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации

3) способ классификации предметов по генетическим критериям

4) способ классификации предметов по гендерным признакам

27. «ОЩУЩЕНИЯ БЕЗ ПОНЯТИЙ СЛЕПЫ, А ПОНЯТИЯ БЕЗ ОЩУЩЕ-НИЙ ПУСТЫ», – СЧИТАЛ...

1) У. Оккам

2) Н. Макиавелли

3) И. Кант

4) Демокрит

28. В ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НАПРАВЛЕНИЕМ, ПРОТИВО-ПОЛОЖНЫМ РАЦИОНАЛИЗМУ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) идеализм

2) иррационализм

3) эмпиризм

4) скептицизм

29. ЭМПИРИЗМ ВЫВОДИТ ВСЕ ПОЗНАНИЕ ИЗ:

1) чувственного опыта

2) чувственного представления

3) чувственных восприятий

4) абстрактных рассуждений

30. РАЗУМ ЕСТЬ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, УТ-ВЕРЖДАЕТ:

1) рационализм

2) иррационализм

3) релятивизм

4) сенсуализм

31. ОТРАСЛЬ ФИЛОСОФИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ, СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВА-НИЯ:

1) аксиология

2) методология

3) мировоззрение

4) праксиологии

32. ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) объект познания

2) преобразование предметного содержания в содержание сознания

3) истина

4) социальные ценности

33. ИСТИНА – ЭТО:

1) результат соглашения между учеными

2) правда

3) соответствие мысли той реальности, которую она отражает

4) это реально существующие явления (дом, дерево, экономика, деятельность человека и т.д.)

34. ЭПОХА, В КОТОРУЮ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ЗНА-НИЯ СТАНОВЯТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ:

1) Античность

2) Средневековье

3) Возрождение

4) Новое время

35. КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) наблюдение

2) логическое следование из исходных принципов

3) практика

4) согласованность знаний

36. ВЫДЕЛИТЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЖДЕНИЙ ПРАВИЛЬНОЕ:

1) практика – это чувственное восприятие мира

2) практика – это только производственная деятельность людей

3) практика – это только научно-экспериментальная деятельность людей

4) практика – это материально-производственная, общественно- ис-торическая и научно-экспериментальная деятельность людей, на-правленная на преобразование природы и общества

37. ВЫДЕЛИТЕ СУЖДЕНИЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ:

1) практика – это логическое обоснование мысли

2) практика – это чувственное восприятие мира

3) практика – это производственная деятельность

4) практика – это научно-экспериментальная деятельность

38. УКАЖИТЕ, КАКОЕ СУЖДЕНИЕ ВЫРАЖАЕТ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДИА-ЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА:

1) истина – это знание, верное всегда и во всех отношениях

2) всякая истина только абсолютна

3) все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного

4) в каждой относительной истине есть элементы абсолютной

39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ, КОТОРОЕ МОЖНО СЧИТАТЬ КЛАССИ-ЧЕСКИМ:

1) истина – это соответствие знания действительности

2) истина – это опытная подтверждаемость

3) истина – полезность знания, его эффективность

4) истина – это свойство самосогласованности знаний

40. СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАССМАТ-РИВАТЬ БЫТИЕ В КАЧЕСТВЕ:

1) самоорганизующейся системы

2) кибернетической системы

3) диссипативной системы

4) статической системы

41. В СИНЕРГЕТИКЕ ПРИЧИНОЙ ДВИЖЕНИЯ СЧИТАЕТСЯ:

1) аттракторы

2) флуктуации

3) неравновесность

4) энтропия

42. ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ЗНАНИЯ К ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНО-СТИ ЕСТЬ ВОПРОС О(ОБ)...

1) организации наблюдения

2) формулировании проблемы

3) проведении эксперимента

4) выборе метода исследования

43. М. ФУКО ПОКАЗАЛ, ЧТО МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СПОСОБА ВИДЕНИЯ МИ-РА, КОТОРЫЙ ОН НАЗВАЛ:

1) парадигмой

2) научной программой

3) когнитивной ориентацией

4) эпистемой

44. К ФОРМАМ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

1) ощущение, восприятие, представление

2) интуиция, воля, эмоции

3) вера, опыт

4) понятие, суждение, умозаключение

45. НА САМЫХ РАННИХ ЭТАПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВАЖ-НУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ ТАКИЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ, КАК:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) обыденно-практическое

2) игровое

3) философское

4) мифологическое

46. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ – ЭТО:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) наблюдение, описание, эксперимент

2) анкетирование, контент-анализ, интервью

3) восхождение от абстрактного к конкретному

47. ВЫСКАЗЫВАНИЕ «МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОТЕСНИТЬ ЗНАНИЕ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ МЕСТО ВЕРЕ…» ПРИНАДЛЕЖИТ:

1) Платону

2) Канту

3) Гегелю

4) Бердяеву

48. МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОД ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЕРБАЛЬНУЮ ФОРМУ:

1) объяснение

2) понимание

3) описание

4) наблюдение

49. НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ПРИЗНАЮЩЕЕ ОЩУЩЕ-НИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ:

1) сенсуализм

2) априоризм

3) рационализм

4) дедукция

50. ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ, СОСТОЯЩИЙ В ТОМ, ЧТО ТЕОРИЯ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСТОРИИ, ПРАКТИКЕ, НО НЕ КОПИ-РОВАТЬ ИХ, А ВОСПРОИЗВОДИТЬ ПО СУЩЕСТВУ И БЕЗ СЛУЧАЙ-НЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФАКТОВ:

1) системность

2) восхождение от абстрактного к конкретному

3) единство исторического и логического

4) детерминизм

51. ПРОЦЕССЫ МЫСЛЕННОГО ИЛИ ФАКТИЧЕСКОГО ВОССОЕДИНЕ-НИЯ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТЕЙ – ЭТО:

1) синтез

2) аналогия

3) анализ

4) дедукция

52. АДЕКВАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТИВ-НЫХ СВОЙСТВ ВЕЩЕЙ, ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО-СТИ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В КАТЕГОРИЯХ МЫШЛЕНИЯ:

1) фантазия

2) знание

3) предрассудок

4) установка

53. ПРОЦЕСС ИЛИ ДЕЙСТВИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СВОИМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, СОЕДИНЕНИЕ, ЕДИНСТВО:

1) интеграция

2) дифференциация

3) идеализация

4) дедукция

54. ФОРМА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ПЕРЕХОД ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ:

1) дедукция

2) аналогия

3) экстраполяция

4) индукция

55. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, КОТОРАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В МЫСЛЕН-НОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ОДНИХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ И ВЫДЕЛЕ-НИИ ДРУГИХ:

1) дедукция

2) синтез

3) абстрагирование

4) обобщение

56. ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЮ МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА ЧАСТИ:

1) синтез

2) дедукция

3) анализ

4) моделирование

57. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ ДЕЛА-ЕТСЯ ВЫВОД О СУЩЕСТВОВАНИИ И СУЩНОСТИ ОБЪЕКТА:

1) аксиома

2) гипотеза

3) теория

4) теорема

58. ПОДБЕРИТЕ ПОНЯТИЕ, КОТОРЫМ В ФИЛОСОФИИ ОБОЗНАЧАЕТ-СЯ СПОСОБНОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ПУТЕМ ЕЕ НЕПОСРЕД-СТВЕННОГО УСМОТРЕНИЯ БЕЗ ОБОСНОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДОКА-ЗАТЕЛЬСТВА:

1) умозаключение

2) дедукция

3) интуиция

4) обобщение

59. УЧЕНИЕ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ, УСЛОВНОСТИ И СУБЪЕКТИВ-НОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ – ЭТО:

1) монизм

2) релятивизм

3) методология

4) теорема

60. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ, В РАВНОЙ СТЕПЕНИ ЛОГИЧЕ-СКИ ДОКАЗУЕМЫМИ СУЖДЕНИЯМИ:

1) затруднение

2) несоответствие

3) дисгармония

4) антиномия

61. ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СО-ДЕРЖИТ ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА БЕЗ ЕГО НЕПОСРЕДСТ-ВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ:

1) знание

2) ощущение

3) восприятие

4) представление

62. МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НА ТЕОРЕТИЧЕ-СКОМ УРОВНЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

1) наблюдение

2) эксперимент

3) измерение

4) гипотетико-дедуктивный метод

63. В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ УЧЕНИЕ О НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) онтологией

2) эпистемологией

3) аксиологией

4) метафизикой

64. ФИЛОСОФОМ, ВЫДВИНУВШИМ «ПОНИМАНИЕ» В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПОЗНАНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ…

1) Г. Гегель

2) В. Дильтей

3) Д. Дьюи

4) Ч. Пирс

5) Г. Зиммель

65. ИСТИНА – ЭТО ТОЖДЕСТВО ПРЕДМЕТА САМОМУ СЕБЕ, УТВЕР-ЖДАЛ:

1) Хайдеггер

2) Лиотар

3) Гуссерль

4) Юнг

5) Джеймс

66. ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ РЕАЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В РЕЗУЛЬ-ТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОНЯ-ТИЕ…

1) восприятие

2) представление

3) ощущение

4) суждение

67. ДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФОВ НА ЭМПИРИКОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ ТИПИЧНО ДЛЯ ЭПОХИ...

1) Античности

2) Средневековья

3) Новейшего времени

4) Нового времени

68. ТЕОРИЯ ИСТИНЫ, В КОТОРОЙ ИСТИНА ПОНИМАЕТСЯ КАК ЗНА-НИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) когерентная

2) конвенциалистская

3) прагматистская

4) корреспондентная

69. СВОЙСТВО ИСТИНЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА…

1) объективность

2) субъективность

3) абстрактность

4) абсолютность

70. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ЧТО СОДЕР-ЖАНИЕ ЗНАНИЯ ЧЕРПАЕТСЯ ИЗ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА, И ОПИ-СЫВАЕТ ЕГО, – ЭТО:

1) эмпиризм

2) рационализм

3) мистицизм

4) идеализм

71. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ ОТНОСИТСЯ К ФЕНОМЕ-НУ:

1) эмпирического познания

2) логического познания

3) интуитивного познания

4) самосознания

72. ВИД ПОЗНАНИЯ, ВПЛЕТЕННЫЙ В ТКАНЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА, НО НЕ ОБЛАДАЮЩИЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ, НАЗЫ-ВАЕТСЯ:

1) абстрактным

2) теоретическим

3) обыденным

4) научным

73. ПОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК:

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельно-сти

2) значимая информация в аспекте деятельности

3) объективная реальность, данная в сознании действующего чело-века

4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития зна-ний

74. ПОНЯТИЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПО СМЫСЛУ «ИСТИНЕ» В ГНО-СЕОЛОГИИ, – ЭТО:

1) пропаганда

2) заблуждение

3) суждение

4) предрассудок

75. УЧЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ЧТО КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТ-СЯ ПРИЗНАНИЕ В НАУЧНОМ СООБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) конвенционализм

2) релятивизм

3) рационализм

4) агностицизм

76. УЧЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ОБ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНО-СТЯХ ЧЕЛОВЕКА В ПОЗНАНИИ МИРА, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) материализм

2) скептицизм

3) эмпиризм

4) идеализм

77. НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, КОТОРОЕ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЯ СЧИТАЕТ ДАННЫЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ (ЧУВ-СТВЕННЫЙ ОПЫТ), НАЗЫВАЕТСЯ:

1) рационализм

2) мистицизм

3) сенсуализм

4) эмпиризм

78. «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ:

1) современной эпохи (XX–XXI в.)

2) эпохи Возрождения

3) Средневековья

4) Нового Времени

79. ИЗ НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ИСТИННОСТИ ПОЛО-ЖЕН В ОСНОВУ ДАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «ИСТИНА – ЭТО ПОЛЕЗ-НОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗНАНИЯ»:

1) герменевтический критерий

2) прагматический критерий

3) критерий практики

4) критерий логической полноты и непротиворечивости.

80. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ВЫДВИГАЮЩАЯ СОМНЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО ПРИНЦИПА ПОЗНАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) агностицизм

2) релятивизм

3) скептицизм

4) догматизм

81. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОНИМАНИЙ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ КЛАС-СИЧЕСКИМ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ:

1) истина – это полезность знания, его эффективность

2) истина – это соответствие знаний действительности

3) истина – это свойство самосогласованности знаний

4) истина – это соглашение

82. ИЗ УКАЗАННЫХ НИЖЕ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МЕТОД:

1) наблюдение

2) уравнение

3) идеализация

4) формализация

83. УКАЖИТЕ ЭПОХУ, БОЛЕЕ ВСЕГО ОБРАЩЕННУЮ К ГНОСЕОЛО-ГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ:

1) Античностъ

2) Средневековье

3) Возрождение

4) Новое Время

84. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС «ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ?», КАКОЙ ДАЕТ ЭМПИРИЗМ:

1) единственным источником познания является интуиция

2) единственным источником познания выступает разум

3) единственным источником познания является опыт

4) единственным источником познания выступают априорные кате-гории рассудка

85. УКАЖИТЕ СУЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ВЫРАЖЕНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗМА:

1) теоретическое мышление – главный источник знания

2) теоретическое мышление – не может выходить за рамки опыта

3) теоретическое мышление способно выходить за рамки опыта

4) теоретическое мышление связано с эмпирическим познанием

86. ВЕРИФИКАЦИЯ – ЭТО:

1) подтверждение истинности какого-либо положения путем про-верки прямым наблюдением или экспериментом

2) проверка истинности какого-либо положения с помощью логиче-ских рассуждений

3) некритическое принятие на веру какого-либо положения

4) соответствие мыслей отраженному в них объекту

87. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – ЭТО:

1) логический вывод о единичном на основе истинного знания об общем

2) логический вывод об общем на основе истинных знаний о еди-ничных предметах и явлениях

3) метод рассуждения на основе предположений, истинность кото-рых неизвестна

4) подтвержденная практикой истина

88. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ФОРМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БЫ-ЛИ СФОРМУЛИРОВАНЫ…

1) Пифагором

2) Фомой Аквинским

3) Аристотелем

4) Сократом

98. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ…

1) систему взглядов на общество

2) принцип регуляции отношений между людьми

3) систему принципов и способов теоретической деятельности

4) структуру познавательной деятельности

90. ГИПОТЕЗА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ…

1) во всех случаях опровергается практикой и экспериментами

2) во всех случаях подтверждается практикой

3) после проверки на практике либо принимается как истина, либо считается заблуждением

4) другое выражение понятия «дедукция»

91. СОВОКУПНОСТЬ УСТОЙЧИВЫХ ТЕОРИЙ, МЕТОДОВ, СХЕМ НА-УЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕДИНСТВО В ТОЛКОВАНИИ ТЕОРИЙ НА-ЗЫВАЕТСЯ…

1) мировоззрением

2) парадигмой

3) гипотезой

4) методологией

92. АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «НОВЫЙ ОРГАНОН»:

1) К. Ясперс

2) К. Поппер

3) Ф. Бэкон

4) Т. Кун

93. АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»:

1) Р. Декарт

2) К. Поппер

3) О. Конт

4) Т. Кун

94. ПСЕВДОНАУЧНЫМ НАЗЫВАЕТСЯ В ФИЛОСОФИИ…

1) знание, полученное в результате отхода от принятых норм позна-вательного процесса

2) знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее под-держку власти

3) знание, спекулирующее на совокупности популярных теорий

4) протознание, которое в будущем станет научным

95. НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…

1) выдвигаются гипотезы

2) выявляются внешние связи между предметами

3) формулируются законы

4) обосновываются теории

96. В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ВЫДЕЛЯЮТ ДВА УРОВНЯ:

1) новаторский и репродуктивный

2) эмпирический и теоретический

3) эклектический и монистический

4) диалектический и метафизический

97. ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКИ ИСТИНЫ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ…

1) У. Джемс

2) Ч. Пирс

3) К. Ясперс

4) Г. Гегель

5) Аристотель

98. РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО ЯВ-ЛЯЮТСЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНОГО ПО-ЗНАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) эпистемология

2) эстетика

3) аксиология

4) эсхатология

99. С ПОЗИЦИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА, ЗНАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ…

1) любая информация

2) информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

3) субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

4) только истинная информация

100. МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ВЫЯВЛЕНИЕМ СУЩНОСТИ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА, ПОДВЕДЕНИЕМ ЕГО ПОД КАКОЙ-ЛИБО ЗАКОН, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) объяснением

2) формализацией

3) наблюдением

4) пониманием

101. ДОГМАТИЗМ ОБЪЯВЛЯЕТ НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЦЕ-ЛЫЕ УЧЕНИЯ ИСТИНОЙ…

1) объективной

2) конкретной

3) абсолютной

4) относительной

102. ОПОСРЕДОВАННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА, СОЗДАН-НЫЙ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) представлением

2) суждением

3) интуицией

4) ощущением

103. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ…

1) аксиологии

2) социальной философии

3) теории познания

4) онтологии

104. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТИННОЙ БЕЗ ДОСТАТОЧНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ И ФАКТИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ...

1) верой

2) восприятием

3) знанием

4) обманом

105. МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ИЗУЧАЕ-МОЕ ЯВЛЕНИЕ СТАВИТСЯ В ОСОБЫЕ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И ВАРЬИ-РУЕМЫЕ УСЛОВИЯ:

1) измерение

2) эксперимент

3) наблюдение

4) моделирование

106. СТАЛ ВПЕРВЫЕ ШИРОКО ПРИМЕНЯТЬ МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИ-МЕНТЫ В ХОДЕ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ:

1) Ньютон

2) Галилей

3) Эйнштейн

4) Лейбниц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: