Методология диалектического познания (принципы, категории, законы)

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. «Если все развивается... то относится ли сие к самым общим понятиям
и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение» '. Понятия категории и законов в их соотношении и заключают в себе такую «диалектику познания». Даже самая простая мысль: «Три желтых листа упали на землю» — заключает в себе такие
понятия, как «предмет» (лист, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.

Исторически сложившиеся категории даны каждому вступающему в жизнь человеку как нечто априорное (доопытное) по отношению именно к нему, будучи апостериорными (получаемыми после опыта) в своем становлении. По мере усвоения категории определяют зону и направленность видения любой формы данности — природной, социальной или духовной. Они ориентируют сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организуют познавательную деятельность, определяя и поле мысленно обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым мы осмысливаем ее. Разумеется, любая наука оперирует понятиями разной степени общности и значимости, но ее «костяк» составляют основополагающие понятия — категории, которые, взятые в системе, образуют ее так называемый категориальный строй. Категории — это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Вокруг системы категорий, как электроны вокруг ядра в атоме, строится вся система понятий данной науки. Поскольку философия есть наука о наиболее общих связях и законах развития природы, общества и мышления, постольку и ее категориям присущ наиболее общий, универсальный характер. Категории философии — это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, они «суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею». Итак, философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Однако, как и в любой науке, не все философские категории всеобъемлющи. Например, гносеологические категории («знание», «истина», «заблуждение») характеризуют существенные аспекты лишь познавательной деятельности. Но есть и универсальные философские категории. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему: «связь», «взаимодействие», «отражение», «информация», «развитие», «причинность», «структура», «система», «форма», «содержание», «сущность», «явление» и др.Во всех преобразованиях как конкретно-научного, так и философского знания наиболее устойчивой оказывается именно система категорий, хотя, разумеется, и она претерпевает определенные изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление о содержании, например, таких фундаментальных категорий, как «материя» и «сознание», существенно отличается от того, как они мыслились, скажем, в философии нового времени, а тем более в древности.

Для категорий философии характерно то, что, как бы аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, ни фиксируют именно мировоззренческие и методологические моменты в содержании научной мысли. Категории философии связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории «материя», не прибегая к категориям «движение», «развитие», «пространство», «время» и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности в ее всеохватности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое. то расходясь. Порядок расположения философских категорий в системе основывается на учете все возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.Но для углубленного рассмотрения той или иной проблемы разум вправе выбрать тот или иной «блок» категориальной системы, не упуская при этом из виду, что система философских категорий — это органическое целое, из которого без ущерба для истинного познания невозможно вырвать ни одного звена.

Сразу можно сказать, что основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категории. Более того, они суть развернутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. А с другой стороны, и некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными человеком, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. Поскольку история познания начинается с выделения в природе чего-то общего. подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления, то оно поначалу отливается в форму общих понятий и категории, на основе которых формируются определенные принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде категорий и принципов и на все более обогащающуюся эмпирическую, опытную базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,— законы. Таким исторически сложившимся ходом познания и обусловливается наше изложение категорий



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: