Понятие идеологии: историческая динамика

Идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных ценностных ориентиров.

Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуан Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления этого термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.

– К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что идеология отражает действительность адекватно. В своих работах они чаще всего определяли идеологию как «ложное сознание».

– К.Маншгейм (исследователь проблем человеческого мышления, также как и К.Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако наиболее важная, по его мнению, функция идеологии, выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

– Ф.Гросс, американский политолог характеризует политическую идеологию как самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфическую направленность. Он выделяет в политической идеологии:

* основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», десять христианских заповедей);

* вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определенных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность, честная игра, пунктуальность и т.д.);

* абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).

Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808), философ и врач, будучи вместе с Антуаном Дестют де Траси основателем учения об идео­логии как науке о всеобщих и неизменных законах об­разования идей, дал «физиологическое» обоснование идео­логии, считал медицину главным средством совершен­ствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. По его мнению, це­лью политики является уничтожение нищеты низших слоев общества и искоренение общественных пороков. Политики и общество должны стремиться к счастью своих граждан, устанавливать наилучшие политические институты, достигать справедливого распределения бо­гатств, просвещения и социальной гигиены.

Сдержанное отношение к идеологии выразили ряд современников Антуана Дестют де Траси. Негативное отношение Наполеона и власти в целом к школе идеологов к концу императорского правления во Франции, и особенно в период Реставрации, выра­зилось в вытеснении идеологии различными спиритуа­листическими направлениями, а также в интерпрета­ции термина «идеология» как синонима поверхностного философствования, оторванного от конкретной дейст­вительности и реальной практики.

Для всей последующей истории идеологии характерно альтернативное отношение к ней – позитивное и негативное. В марксистской концепции, например, в ра­боте К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1845­-1846) и позднейших работах идеология отождествляет­ся с превращенными формами сознания, которым при­суща трактовка мира как воплощение идей; конституи­рование мнимой реальности, которая выдается за самоё действительность; иллюзии об абсолютной самостоятель­ности идей. Действительность в идеологии, согласно этой же точке зрения, предстает в искаженном, перевернутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием в противоположность научному сознанию и «дей­ствительной истории». Впоследствии В. и. Ленин внес коррективу в интерпретацию идеологии в марксизме, показав, что марксизм является идеологией пролета­риата. С этих пор был введен термин «научная идеология», которым В. И. Ленин называл марксизм. Фактически тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой (наукой об обществе, как и называют свое учение марксисты, не считая свое учение идео­логией), марксизмом и пролетарской идеологией. Это означало своего рода выдачу индульгенции всем сто­ронникам марксизма на политическую непогрешимость. «Научная идеология» приобрела статус адекватного и действенного средства защиты и оправдания любых политических решений, вплоть до силовых средств, что присyще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы ХХ века. В то же время было бы неверным рассматривать идеологию как лож­ное сознание и религиозное представление людей о са­мих себе. Роль идеологии в политике слишком велика и представляет собой тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами.

Таким образом, политическую идеологию можно определить как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую её интересы и цели с помощью политической власти.

В социальных науках понятие «идеология» является одним из наиболее многозначных и противоречивых. Оно может озна­чать систему идей, лежащих в основе политической практики, набор политических лозунгов, философскую концепцию, сис­тему идей, обслуживающую чьи-либо интересы и т.д. Сущест­вует три основных значения термина «идеология».

1. Специфическая система убеждений. Некая совокупность связанных друг с другом политических идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм, либерализм, некоторые виды национализма). Это такие идеологии, которые могут находиться в оппозиции и объ­единять в партии своих приверженцев.

2. Искаженные или ложные идеи и убеждения. Данное понима­ние идеологии связано с марксистской традицией, в которой содер­жание сознания, во-первых, определяется экономическим устройс­твом общества, во-вторых, искажается классовым интересом.

3. Любая совокупность идей и убеждений вне зависимости от того, истинны они или ложны. Здесь идеология рассматри­вается как один из видов знания, звено между мировоззрением и человеческим действием. Хотя идеология в таком ее понима­нии не может быть полностью выведена из экономических и классовых отношений, ее содержание все же зависит от того, какими группами и в каких условиях она вырабатывается. Сов­ременные дискуссии об идеологии в европейских социальных науках во многом направлены на объединение первого и второ­го значений.

В белорусских социальных науках идеологии в последние годы придается все большее внимание. Значение этого термина связывается в отечественном обществоведении с некоторой общезначимой системой ценностей, убеждений и принципов, признаваемых подавляющим большинством граждан и обес­печивающих осознание ими своей принадлежности к едино­му национально-государственному сообществу. Такого рода идеология разрабатывается и распространяется в Беларуси при активной организующей роли государства. Вовлечению в этот процесс граждан призван способствовать учебный курс «Ос­новы идеологии белорусского государства». Его изучение поз­волит лучше осмыслить своеобразие и перспективы развития белорусского общества и государства.

Идеология белорусского государства – это система взгля­дов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

Идеология белорусского государства базируется на следую­щих основах:

1. Мировоззренческой основой идеологии белорусского госу­дарства является белорусская идеологическая доктрина, пред­ставленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляющие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм.

2. Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь, которая, в свою очередь, является главным идеологическим документом, где основным ценностям государства придан статус закона.

3. Экономической основой идеологии белорусского государс­тва является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.

4. Политическая основа идеологии белорусского государс­тва – политическая система Республики Беларусь, принципы компоненты которой отражены в Конституции.

В структурно-функциональном измерении идеология бело­русского государства образуют четыре блока:

1) теоретико-методологический, определяющий основные компоненты и структуру идеологии белорусского государства;

2) процессуальный, представленный различными проявле­ниями политической культуры Беларуси и деятельностью ее носителей — аппаратом и членами профсоюзов, средствами мас­совой информации, участниками избирательных кампаний;

3) институциональный, включающий в себя центры принятия идеологических решений: президента, правительство, Парламент, органы местного управления и самоуправления;

4) инструментальный блок, проявляющийся в механизмах реализации принятых идеологических решений в различных сферах жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: