Введение. Одной из острейших психолого-педагогических проблем современного общества является самоубийство и покушение на самоубийство

Одной из острейших психолого-педагогических проблем современного общества является самоубийство и покушение на самоубийство. Это связано с наблюдающейся в последнее десятилетие тенденцией неуклонного роста суицидальных проявлений, особенно среди лиц молодого и трудоспособного возраста. В начале 21 века на планете ежегодно кончает жизнь самоубийством более 1 млн. чел. Число суицидов в разных регионах страны варьируют от 20-25 до 50-55 на 100 тыс. населения.

Суицид – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни, одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, – явление сугубо антропологическое. В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта, именно к этому периоду относят исследователи поэтическое произведение «Спор разочарованного со своей душой». Самые древние самоубийства – ритуальные, к которым относятся харакири и сати (обряд самосожжения индийских вдов). Ритуальные самоубийства, как правило, были почетны, поощрялись обществом, а уклонение от них считалось большим позором. В античности отношение к жизни и смерти было несколько другим, чем в более поздние времена. Например, согласно представителям эпикурейской школы, если жизнь перестает приносить удовольствие и радость, она не нужна. Смерть являлась естественным и красивым завершением жизни.

Суицид представляет собой комплексную проблему, и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. А. Камю – один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно».

В психологической литературе проблема суицида нашла отражение в научных исследованиях З. Фрейда, К. Меннингера, А. Адлера, К. Юнга, Д. Хиллмена, Г. Салливена, К. Хорни, Э. Дюркгейма, Н. Фейбероу, Э. Шнейдмана, А. Альвареса, Э. Кюблер-Росс, Н.В. Конанчука, В.К. Мягер, А.Е. Личко, А.Г. Амбрумовой, В.С. Ефремова, Я.И. Гилинского и др.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики в России от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: