№ п/п | Код фактора риска | Факторы угрозы | Источники угрозы | Элемент ОС, на который может быть оказано первичное отрицательное влияние | Элемент ОС, на который может быть оказано вторичное отрицательное влияние | |
Факторы угрозы природного характера | ||||||
Х1 | Выпадение атмосферных осадков | А | - | M,N,R | ||
В | - | M,N,R | ||||
Х2 | Ветер | А | - | - | ||
В | - | - | ||||
Х3 | Резкая смена климатических условий | А | - | - | ||
В | - | - | ||||
Х4 | Землетрясение | А | L,M | N,R | ||
В | L,M | N,R | ||||
Х5 | Сильное электромагнитное поле Земли | А | - | - | ||
В | - | - | ||||
Х6 | Коррозия металла | А | - | L,M | ||
В | - | L,M | ||||
Факторы угрозы техногенного характера | ||||||
Y1 | Неисправность оборудования топливозаправщика | A | M | L,N,R | ||
В | L, M | L,N,R | ||||
Y2 | Неисправность оборудования системы заправки ВС | В | L, M | L,N,R | ||
Y3 | Отсутствие заземления топливозаправщика | A | L | - | ||
В | L | - | ||||
Y4 | Испарение топлива вследствие дыхания резервуара | A | L | - | ||
В | L | - | ||||
Факторы угрозы антропогенного характера | ||||||
Z1 | Ошибки обслуживающего персонала | А | L,M | N,R | ||
В | L,M | N,R | ||||
Z2 | Террористические действия | А | L,M | N,R | ||
В | L,M | N,R | ||||
Из табл. 1. видно, что в действительности, хотя некоторые из рассмотренных процессов природного характера и оказывают влияние на источники угрозы, но вместе с этим не являются потенциальными факторами угрозы (Х1, Х6). Таким образом, на формирование угрозы загрязнения окружающей среды влияет лишь 1 явление природного характера - землетрясение (Х4).
|
|
Процессы техногенного характера в большей степени способны оказывать негативное влияние на окружающую среду. При этом угроза ее загрязнению зависит от вероятности возникновения поломок оборудования топливозаправщика и системы заправки ВС (Y1, Y2). Например, при таких неисправностях оборудования топливозаправщика, как отказ системы сброса давления в цистерне топливозаправщика, отказ клапана топливозаправщика при заправке ВС в летний период (Y1), а также при отсутствии заземления топливозаправщика (Y3) или при испарении топлива вследствие дыхания резервуара (Y4) возможны самовозгорание топлива и взрыв цистерны топливозаправщика. А при угрозах неисправности оборудования системы заправки ВС (Y2), а также отсутствии заземления топливозаправщика во время заправки ВС (Y3) высока вероятность взрыва ВС. При таких неисправностях оборудования топливозаправщика, как увеличении давления привода насоса подачи топлива в ВС и при отказе клапана топливозаправщика при заправке ВС в зимний период (Y1) возможен разлив и испарение топлива, и тем самим эти факторы способны вызвать загрязнение окружающей среды.
|
|
Социальные факторы значительно влияют на загрязнения окружающей среды. Например, при заправке ВС топливозаправщиком могут быть следующие ошибки обслуживающего персонала (Z1): использование водителем несоответствующего стандарту рабочего инструмента (инструмент не из меди может дать искру), транспортировка топлива c открытой емкостью, потеря управления транспортным средством и т.п. Террористическими действиями (Z2) в данном случае могут быть захват, взрыв цистерны, нарушение ее целостности и т.п. Они являются основными, поскольку могут вызвать факторы угрозы техногенного характера.
Для оценки совместного влияния факторов угрозы их условно делят на два вида. К первому виду были отнесены факторы угрозы, формирующие условия возникновения неблагоприятных событий (аварии), приводящих к загрязнению окружающей среды. Ко второму – факторы угрозы, под воздействием которых происходит непосредственное попадание нефтепродуктов в окружающую среду.
Проведенный анализ факторов угрозы позволил установить их взаимовлияние и исключить из них те, которые не приводят к опасному состоянию, а лишь способствуют его возникновению (табл. 2.). Таким образом, к основными факторами угрозы загрязнения окружающей среды были отнесены один фактор природного характера (землетрясение (Х4)), два фактора техногенного характера (неисправность оборудования топливозаправщика (Y1), неисправность оборудования системы заправки ВС (Y2)), а также два социальных фактора (ошибки обслуживающего персонала (Z1), террористические действия (Z2)).
Таблица 2.