Внимание — это сложный психофизиологический процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Внимание обеспечивает «наведение резкости» в определенную информацию.
Психологи отмечают, что фиксация внимания на каком-либо объекте, явлении, событии происходит обычно в двух случаях: во-первых, если объект, явление или событие «выпукло», т.е. отличается неординарностью, выделяется из всех других; во-вторых, если оно ожидаемо (10).
Стимулирующее воздействие чего-то неожиданного, экстраординарного на внимание человека неоднократно подтверждалось в психологических экспериментах. При этом подчеркивалось, что направленность внимания на необычное, неординарное, как правило, слабо контролируется сознанием, реализуется настолько быстро, что человек далеко не всегда отдает себе отчет в том, что привлекло его внимание в данном конкретном случае.
Другим фактором, стимулирующим внимание человека к той или иной, в частности политической, информации, являются его ожидания, желания, устремления, установки. Если человек стремится к чему-то, то любые события, способствующие реализации этого стремления, будут притягивать его внимание и фиксироваться его сознанием. Шахтеры, требующие своевременной выплаты зарплаты, будут, как никто другой, следить за политикой правительства в угледобывающей отрасли. Участвовавшие в голосовании за определенного кандидата на выборах будут ждать информации о результатах голосования с большим нетерпением, чем те, кто не пришел к избирательным урнам.
|
|
Вовлеченность человека в политику усиливает его внимание к событиям, происходящим в этой сфере. Это вызвано тем, что его ожидания в значительной степени перемещены в политическую область: успех его карьеры начинает зависеть от действий определенных государственных должностных лиц, его авторитет как лидера партии — от работы активистов и т.д. Чтобы адекватно реагировать на происходящие вокруг события, человек просто вынужден концентрировать наних свое внимание.
С помощью внимания происходит «зацепление» информации мозгом человека. Например, увидев в почтовом ящике листовку с приглашением на митинг, вы можете тут же вместе с другим бумажным «мусором» выбросить ее. В этом случае информации не удалось преодолеть порог вашего внимания, и, следовательно, она не будет оказывать никакого влияния на ваши дальнейшие действия. Но если что-то привлечет ваше внимание в этой листовке: название политического движения, выдвигаемые лозунги, красивое исполнение — значит, «зацепление» информации произошло.
|
|
Назовем основные факторы, влияющие на внимание человека к социальной информации:
а) необычная форма подачи информации, вызывающая спонтанную реакцию органов чувств (неожиданно громкий звук, яркая цветовая гамма на примелькавшемся фоне, нарушение привычной последовательности и т.п.);
б) сформировавшиеся знания, убеждения и установки. Чтобы обратить внимание на социальную информацию, надо обладать механизмом ее узнавания. Напомним, что социальная информация — это информация о смыслах и значениях. Чтобы обратить внимание на те или иные знаки, символы, слова или на отклонения от привычного ряда символов и слов, надо знать, что они означают;
в) субъективное понимание значимости, «выпуклости» информации. Мы знаем, что у каждого человека складывается своя система ценностных ориентации и эмоциональных отношений к объектам, поэтому информация об одном и том же объекте будет кем-то восприниматься как важная, а кто-то даже не обратит на нее внимания. Психологи отмечают, что человек с большей вероятностью обратит внимание на ту статью в газете, которая соответствует его убеждениям. Такое «избирательное внимание» ведет к тому, что людей разных интересов, идеологических взглядов привлекают различные виды информации;
г) эмоциональное состояние. Усталость снижает способность человека воспринимать информацию, возбуждение делает его чувствительным к определенному виду информации, чувство опасности вынуждает реагировать на каждый шорох и т.п.