Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ?

В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”.Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек

напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ.”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек

льстив, но не вежлив.”

“Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ

Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек

, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.”

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он

приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность

мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную,

неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности.

Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: