В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”.Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек
напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ.”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений
Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек
льстив, но не вежлив.”
“Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ
Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек
, обуреваемый льстивыми намерениями.
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.”
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он
|
|
приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность
мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную,
неотъемлемую часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности.
Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.