Рассмотрим коррозию Mg - Fe сплава при рН = 5.
1.Определим анод (А) и катод (К), исходя из стандартных электродных потенциалов металлов: ЕоMg+2/Mg = -2,37(A), E0Fe2+/Fe = -0,44(K)
2.Напишем возможные электродные процессы в данных условиях (рН=5)
1)А: Mg0 –2e®Mg2+ (Fe)K: О2+4Н++4е®Н2О | 2) А: Mg0 –2e®Mg2 + (Fe)К: 2Н+ +2е®Н2 |
Е о2/2о-2 = 1,23 - 0,059рН Величина DjО2(Fe) = 0,25 В Еp о2/2о-2 = 1,23 – 0,059рН + DjО2(Fe)= 1,23 – 0,059·5 + 0,25 = 0,69 B | Е2Н+/Н2 = -0,059рН Величина DjН2(Fe)=0,08 В Ер2Н+/Н2 = -0,059рН – DjН2(Fe) = -0,059·5 – 0,08 =-0,38 В |
ЭДС1= Е о2/2о-2 – ЕMg+2/Mg = 0,69 –(-2,37) = 1,68 В > 0 | ЭДС2 = Е2Н+/Н2 – ЕMg+2/Mg = =-0,38– (-2,37)» 2 В > 0 |
Вывод ЭДС1< ЭДС2 наиболее сильным окислителем является ионы водорода. Коррозия Mg протекает как с кислородной деполяризацией, так и с водородной деполяризацией, так как ЭДС обоих процессов положительна.
Рекомендуемая литература: [1], с.685-693; [2], с.311-340.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №13
Тема: «Коррозия металлов»
Рассмотреть возможность коррозии сплава в заданной среде при доступе воздуха:
1. определить анод и катод.
2. записать процессы, протекающие на анодных и катодных участках, учитывая среду
3. выписать перенапряжение водорода (DjН2) и кислорода (DjО2) на разных электродах из таблицы (см. тему электролиз)
4. рассчитать потенциалы катодных процессов
5. определить возможность коррозии Ме расчетом ЭДС. Сделайте вывод по результатам счета.
Варианты заданий
№ вариан-та | Сплав | рН | № вар-та | Сплав | рН |
1. | Fe–Mg | 14. | Pb–Ni | ||
2. | Fe–Pb | 15. | Cd–Mg | ||
3. | Cu–Zn | 16. | Cd–Zn | ||
4. | Zn–Cd | 17. | Al–Zn | ||
5. | Ni–Hg | 18. | Pb–Cu | ||
6. | Pt–Fe | 19. | Pt–Сu | ||
7. | Fe–Cu | 20. | Al–Cu | ||
8. | Hg–Ni | 21. | Mg–Pb | ||
9. | Al–Fe | 22. | Hg–Fe | ||
10. | Cu–Sn | 23. | Hg–Cd | ||
11. | Al–Pb | 24. | Hg–Pt | ||
12. | Ni–Fe | 25. | Al–Ni | ||
13. | Pt–Al |
Глава 14. Свойства металлов
После изучения этой темы вы должны знать и уметь:
- охарактеризовать металл исходя из электронного строения атома; определить возможные степени окисления;
- составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов;
- описать важнейшие способы получения металлов;
- иметь представление об использовании металлов, исходя из их физико-химических свойств.
Рекомендуемая литература: [1], c. 379-548, [2], c.341-381.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №14