Системы счисления

1. Переведите целые числа из предложенной системы счисления в десятичную

Решение:

- неправильная запись числа

2. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в предложенную

Решение:

перевести в 3-сс = 20103

перевести в 16-сс = 16516

перевести в 2-сс = 1001112

перевести в 16-сс = 24С16

3. Переведите дробные числа из предложенной системы счисления в десятичную

Решение:

4. Переведите дробные числа из десятичной системы счисления в предложенную

       
 
 


Решение:

перевести в 5-сс = 0,11(3)5

перевести в 8-сс = 52,23658

Теория:

Таблица сложения в двоичной системе счисления:

0 + 0 = 0

1 + 0 = 1

0 + 1 = 1

1 + 1 = 10

Т.к. в двоичной системе счисления в записи чисел используются только 2 цифры – 0 и 1, значит при сложении 1 + 1 в младшем разряде записывается 0, а 1 переходит в старший разряд.

По аналогии с 10-СС: 9 + 1 (цифры десять нет в записи чисел), записывается 0 и 1 в старшем разряде, получается 10.

5. Выполните арифметические операции сложения для следующих двоичных чисел:

101101 101 101

+ 11011 + 01 + 11

1001000 110 1000

6. Выполните арифметические операции вычитания для следующих двоичных чисел:

1011 1001

- 10 - 10

1001 111

Алгоритм процедуры вычитания в двоичной системе:

11101001 - 1001101

(обязательно числа нужно представить целым количеством байт)

11101001 - 01001101

1. Вычитаемое сначала инвертируется: 01001101 превращается в 10110010

2. К нему прибавляется единица: 10110010 + 1 = 10110011 – получается обратный код

3. Выполняется операция сложения 11101001 + 10110011 = 1'10011100

единица из восьмого разряда отбрасывается и остается ответ:

Теория:

Операция умножения сводится к поочередному сдвигу чисел и нахождению их суммы.

7. Выполните арифметические операции умножения для следующих двоичных чисел:

101 101

* 11 * 101

101 101

+ 101 + 000

1111 101

11001

8. Выполните арифметические операции деления для следующих двоичных чисел:

 
 


9. По виду числа определить СС:

a) 241 – может быть записано в СС, начиная с 5-ричной, т.к. в ней используются цифры 0 1 2 3 4

b) 73 - может быть записано в СС, начиная с 8-ричной, т.к. в ней используются цифры 0 1 2 3 4 5 6 7

10. Какое число ошибочно записано в:

a. Троичной СС – 79, 212, 531

Решение: в троичной СС для записи чисел используются цифры 0 1 2, значит цифры 79 и 531 записаны неверно

b. Девятиричной СС – 419, 832, 4А

Решение: в девятиричной СС для записи чисел используются цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8, значит цифры 419 и 4А записаны неверно

11. Записать число в виде многочлена:

a. 143,710

b. 246,58

Решение:

143,710 = 1*102+4*101+3*100+7*10-1

246,58 = 2*82+4*81+6*80+5*8-1

12. Когда 5 * 3 = 21?

Решение:

Перефразируем задание: в какой СС число 15 (ведь 5 * 3 = 15), записывается как 21?

Попробуем переводить число 15 в различные СС, можно сразу определить в какую.

Задаем вопрос: на что надо разделить число 15, чтобы частное было равно 2.

Значит, в 7-ричной СС число 15 записывается как 21.

13. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

Решение:

Такое может быть, если попробовать перевести данные в какую-либо СС. Начнем с двоичной. Представим, что все эти числа записаны в двоичной СС. Переведем их в десятичную.

100 – это число 4

1000 – это число 8

1111 - это число 15

1001 – это число 9

У меня 4 брата. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе.

Такое может быть.

14. Расставить знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной СС:

1100? 11? 100 = 100000

Решение:

Перепишем неравенство в десятичной СС и расставим знаки:

12 * 3 – 4 = 32


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: