Возможность возникновения конфликтов в многоагентной среде является неизбежным следствием децентрализованности таких систем. Локальные убеждения одного агента могут, например, противоречить убеждениям других агентов. Агент может сформировать цель, которая будет конфликтовать с целями других агентов. При этом под конфликтом, обычно, понимают ситуацию, в которой возникает противоречие вида p Ù q Þ false, где p и q - убеждения агентов.
Основными типами конфликтов в многоагентных системах являются:
· Конфликты в системе убеждений агентов, которые могут возникать при получении агентом ложной информации от другого агента или информации, противоречащей убеждениям агента. Для поддержания целостности информации в многоагентной системе выделяют следующие уровни: терминологический, смысловой, временной.
· Конфликты, обусловленные неполнотой имеющейся у агента модели окружающего мира и моделей других агентов. Последние конфликты принято связывать с понятием рефлексии агента. Проблемы рефлексии (безотносительно к интеллектуальным агентам) исследуются в работе [65]. Упомянутая работа дает достаточно адекватные способы описания конфликтов данного вида, которые, однако, в настоящее время в известных работах эти модели вообще не принимаются во внимание.
|
|
· Конфликты связанные с конкуренцией за совместные ресурсы или конфликты, связанные с наличием противоречивости целей.
Под разрешением конфликта понимается снятие логического противоречия вида p Ù q Þ false за счет отбрасывания одной из альтернатив в соответствии с некоторым критерием, или смены p и q вместе. Существует множество различных механизмов разрешения конфликтов, как например:
· разрешение конфликтов с использованием централизованного механизма (например, при наличии арбитра);
· разрешение конфликтов на основе правил поведения агентов. Например, наличие различных уровней компетентности агентов, при котором агент строит убеждение на основе информации, полученной из более компетентного источника.
· недетерминированный вариант разрешения конфликтов, когда используется подход на основе рандомизации, или жребия.
Рассмотрим более подробно несколько примеров.
Механизм разрешения конфликтов, основанный на модели убеждений с приоритетами. При этом варианте агенты обмениваются информацией с целью достичь соглашения. Когда агент получает информацию, несовместимую с его локальными убеждениями, он либо отвергает ее, либо принимает, отбрасывая собственные убеждения. Имеется несколько типов метрик для определения силы убеждения, например, основанные на функции полезности [60], шкалированные величины. Механизм разрешения конфликтов, предложенный в [50], использует символьное шкалирование приоритетов убеждений. Убеждениям ставятся в соответствие приоритеты трех уровней: ограничения (constraints), предпочтения (preferences) и гипотезы (options).
|
|
Для убеждения Q степень доверия BD есть одно из следующих значений: BD(Q)Î {N, P, O, U}, где N (от necessarily) означает, что Q - необходимо истинно, P (oт preferably): Q - предпочтительное убеждение, O (oт optionally): Q - возможное убеждение, U: Q есть ложь. Над множеством {N, P, O, U}, определены [...] операции Е и Д, cогласно следующим таблицам:
Д | N | P | O | U | Е | N | P | O | U | ||
N | N | P | O | U | N | N | N | N | N | ||
P | P | P | O | U | P | N | P | P | P | ||
O | O | O | O | U | O | N | P | O | O | ||
U | U | U | U | U | U | N | P | O | U |
Тогда, например, BD(P Ù Q) = BD(P) Е BD(Q).
Другим возможным вариантом является механизм разрешения конфликтов с помощью введения уровней компетентности агентов [4], в соответствии с которым упорядочиваются их убеждения. Приведем определение уровня доверия к убеждению b, заимствованное из работы [4]:
Если:
(1) b1 есть убеждение агента a1, имеющего цель в роли r1, такое, что b1 требуется для достижения этой цели, и
(2) b2 есть убеждение агента a2, имеющего цель в роли r2, такое, что b2 необходимо для достижения этой цели, и
(3) b1 конфликтует с b2,
Тогда:
b1 имеет больший уровень доверия, чем b2 тогда, и только тогда, когда, в соответствии с уровнем компетентности (a2 r2) < (a1 r1), или, иными словами, агент a1, играющий роль r1, более компетентен, чем a2 в роли r2.