История компании

«Лотус» была основана в 1982 г. Митчем Капором, бывшим студентом-психологом, который как-то сказал: «Моим вкладом в области психологии был мой уход из нее». Капор написал ряд программ (VisiPlot и VisiTrend) графического и статистического сопровождения для наиболее популярной в то время версии электронной таблицы (electronic spreadshit) – VisiCalc. Когда фирма IBM объявила о своем намерении выйти на рынок с новым мощным компьютером с 16-байтным микропроцессором Intel 8088, Капор увидел возможность создать более функциональную и простую в употреблении электронную таблицу. Компания VisiCorp, продавец VisiCalc, к которой Капор обратился со своим предложением, отвергла его план. Тогда Капор решил создать свою компанию, которая бы воплотила его идею в жизнь. Он получил 1,2 млн. долл., продав права на использование VisiPlot и VisiTrend, и еще 1 млн. долл. в качестве рискового капитала. И в октябре 1982 г. «Лотус» объявила о создании программы 1-2-3 для компьютеров типа IBM – программы, которая обеспечивала электронные таблицы, базы данных и различные графические возможности.

Распространение программы 1-2-3 началось в январе 1983 г. и сопровождалось массированной рекламной кампанией, три месяца которой стоили 1 млн. долл., что значительно превышало суммы, используемые наиболее преуспевающими компаниями в этой области для таких же целей. Кроме того, «Лотус» начала осуществлять программу обучения персонала специализированных магазинов и выпустила большое количество вспомогательной литературы. К марту 1983 г. 1-2-3 возглавила список наиболее покупаемых программ, отняв пальму первенства у VisiCalc, принадлежавшую ей довольно длительное время.

В течение года 1-2-3 была адаптирована еще к некоторым типам компьютеров, близких, но не совместимых с IBM. Компания также работала над продуктами, расширяющими возможности 1-2-3.

К декабрю 1983 г. было продано 150 тыс. копий 1-2-3, и доходы от продаж быстро увеличивались. 1-2-3 по-прежнему лидировала в списке наиболее покупаемых программ. Одной из причин этого успеха было то, что «Лотус», первой из компаний, производящих программное обеспечение, стала использовать дилерский пакет, представляющий ее продукт. Этот пакет был очень подробный, высокого качества. К программе 1-2-3 прилагались на отдельной дискете самоучитель, программа-подсказка, для обучения покупателей обращению с продуктом. Самоучитель посылался также дилерам с правом делать копии для потенциальных покупателей. В 1983 г. стоимость рекламы достигла 3,5 млн. долл. – суммы значительно большей, чем тратили конкуренты «Лотуса» на один продукт.

Очень важно также, что «Лотус» установила низкие цены и сделала акцент на поддержке и обучении. Цена в 495 долл. за комплект 1-2-3 в розничной торговле была более значительной, чем цена электронной таблицы VisiCalc (250 долл.), но примерно на 200 долл. меньше, чем цена Context MBA, первой комплексной программы для персональных компьютеров. «Лотус» помогала в обучении пользователей и готовила обучающий персонал в компании.

Распространение 1-2-3 шло по четырем основным каналам. Первый, и наиболее важный, – продажа через магазины розничной торговли (80% продаж). Крупные магазины, входящие в сеть Computerland Chain, покупали напрямую у компании, независимые и более мелкие магазины снабжались через Softsel, дистрибьютора компании «Лотус». Второй канал – прямые поставки крупным корпорациям (10% продаж). Третий канал можно было бы назвать перепродажами с добавлением стоимости. Ряд фирм и организаций увеличивали стоимость 1-2-3, добавляя к ней специальное обеспечение, необходимое для специализированного использования и применения, после чего продавали ее. На этот канал также приходилось примерно 10% продаж. Четвертый канал – продажа через третьих лиц. Так, фирмы DEC, Hewlett Packard продавали 1-2-3 вместе со своими компьютерами, купив у «Лотуса» права на ее использование.

Для оказания помощи дилерам «Лотус» организовала ряд региональных офисов по розничной торговле. Каждому дилеру предоставлялся полный пакет обеспечения, который включал образец продукта, рекламные материалы и т.д. Представители «Лотуса» оказывали информационную, консультативную, демонстрационную и другую помощь. Специалисты по обучению проводили занятия с персоналом магазинов, обучая их работе с 1-2-3, компания также предоставляла материалы для проводимых дилерами семинаров, которые знакомили с программой. Специальный штат обслуживал телефоны, по которым можно было получить ответы на технические вопросы и вопросы, связанные с покупкой продукта. Принципы помощи дилерам были адаптированы также для покупателей. Руководство компании неоднократно подчеркивало, что успех и репутация фирмы; прямо зависят от удовлетворенности покупателя в использовании продукта и помощи, которая ему при этом оказывается.

В декабре 1983 г. в «Лотусе» работало 292 человека, т.е. на 257 человек больше, чем в начале года. В любом недавно начатом деле существует большой и трудноудовлетворяемый спрос на высококвалифицированных специалистов, Может быть, поэтому в области найма компания сначала допустила немало промахов.

Не охваченный профсоюзной сетью «Лотус» сознательно старался действовать как «прогрессивный» работодатель. Зарплата в компании всегда была одной из самых высоких, существовало большое количество разнообразных льгот.

В 1983 г. у «Лотуса» не было конкретных финансовых целей, не было системы оценки потенциальных новых рынков, не было системы контроля за ценами.

Митч Капор был уверен, что будущий успех компании зависит от опережающих нынешние потребности рынка разработок и исследований. Однако текущие задачи при этом также не упускались из вида.

После того как программа разработана, наступает стадия производства продукта. Она включает копирование и комплектование дискет, разработку и печатание литературы, обложек и т.д. Различные печатные работы проводились вне «Лотуса». Затраты компании состояли на 80% из стоимости материала, 15% составляли накладные расходы и 5% – оплата труда.

Одной из целей компании в 1986 г. было стать первой компанией по производству ПО, переросшей в крупную корпорацию. Небольшая история фирм по производству ПО знала немало примеров взлетов и падений компаний с изменением вычислительной техники. «Lotus» пыталась остаться на вершине и поддерживать рост благодаря: 1) диверсификации за пределы деловых электронных таблиц и 2) превращению в мирового лидера в широком разнообразии высокопродуктивного ПО и сервиса для делового и профессионального рынка.

Аналитики в индустрии отмечали, что великолепная организация системы продаж в компании, программы поддержки пользователей, огромное число (примерно 1,7 миллионов) пользователей и отличная реклама делают возможным продвижение новых продуктов фирмы и позволяют держать на уровне цену на ПО.

Осуществляя поставки новых продуктов, «Lotus» поощряла R&D, поддерживала перспективные малые фирмы, организовывала совместные предприятия с производителями оборудования и другого программного обеспечения и использовала специальные средства для привлечения независимых разработчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: