Глава 5 Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка больницы

ГИГИЕНА БОЛЬНИЧНЫХ И АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Медицинскую помощь населению оказывают больничные, амбулаторно-поликлинические, скорой медицинской помощи и другие организации здравоохранения. Среди организаций здравоохранения важная роль принадлежит больницам, оснащенным современным медицинским оборудованием и техникой. Больница оказывает населению высококвалифицированную специализированную стационарную врачебную помощь, а также осуществляет консультативную и профилактическую деятельность.

Развитие специализированных видов медицинской помощи и усиление технической оснащенности привели к изменениям структуры и функций больниц. Особенностями современных больниц является формирование отделений анестезиологии и реанимации, функциональной диагностики, интенсивной терапии, реабилитации и других новых структурных подразделений, строительство крупных многопрофильных больниц в областных и районных центрах, сельских населенных пунктах, появление специализированных больниц скорой помощи, восстановительного лечения, детских, инфекционных, противотуберкулезных, глазных, онкологических, радиологических, которые часто становятся базой медицинского учебного заведения и называются клиническими, организация больниц по системе моноблоков, когда в одном блоке размещены палатные отделения, а в другом - лечебно-диагностические, создание крупных больничных комплексов, больничных городков и лечебно-диагностических центров.

Номенклатура организаций, оказывающих стоматологическую помощь населению, включает стоматологические поликлиники, стоматологические отделения или кабинеты в составе территориальных поликлиник и многопрофильных больниц, автономные (частные) стоматологические кабинеты, отделения челюстно-лицевой хирургии.

Основной структурой являются государственные организации здравоохранения, которые оказывают стоматологическую помощь на трех уровнях - квалифицированном, специализированном и узкоспециализированном.

На первом уровне помощь, характер и объем которой зависят от квалификации врача и наличия оборудования, оказывают в стоматологических учреждениях, ведущих смешанный прием. Основными учреждениями второго уровня являются стоматологические отделения крупных поликлиник, районные стоматологические поликлиники. В них оказывают специализированную помощь по терапии, хирургии и ортопедии.

К учреждениям третьего уровня относятся республиканские, областные, краевые, крупные городские поликлиники, стоматологические факультеты, центры стоматологической помощи. На данном уровне также осуществляется организационно-методическое руководство стоматологической службой.

Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка больницы

Рациональное размещение и планировка больниц имеют большое значение для создания оптимальных условий пребывания больных и труда персонала, а также организации лечебно-оздоровительного процесса и профилактики внутрибольничных инфекций. Больницы следует располагать в селитебной или ландшафтно-рекреационной зонах населенного пункта. Специализированные больницы мощностью свыше 1000 коек, больницы для пребывания больных в течение длительно времени, а также психиатрические, противотуберкулезные и другие стационары с особым режимом размещают в пригородной зоне в зеленых массивах на расстоянии не менее 1000 м от селитебной территории.

Участок для строительства больницы выбирают на возвышенной, сухой, песчаной или супесчаной чистой, безопасной почве, хорошо инсолируемой и проветриваемой, со спокойным рельефом, слегка пологими, обращенными на юг склонами, с уровнем стояния грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности, вблизи зеленых массивов и вдали от источников шума и загрязнения окружающей среды, железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей. Между участком и промышленным предприятием организуется санитарно-защитная зона размером 50-1000 м. Больницы располагают с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения атмосферного воздуха.

Почва земельного участка должна иметь благоприятные человека физические (пористость, воздухопроницаемость, влагоемкость, теплоемкость и тепловой режим), химические (содержание минеральных и органических веществ) и биологические (живые организмы) свойства, а также не содержать загрязнителей физической, химической и биологической природы. Запрещается размещение больничных учреждений на участках, использовавшихся ранее под свалки, поля ассенизации, скотомогильники, кладбища, а также на загрязненных почвах.

В селитебной зоне населенного пункта лечебные и палатные корпуса необходимо размещать не ближе 50 м от красной линии улицы и 30-50 м от жилых зданий. Размеры участка больницы определяются числом коек и системой застройки (таблица 5.1).

Таблица 5.1 - Площадь участка больницы (га)

Число коек Система застройки
Децентрализованная Смешанная Централизованная
  4,5 6,5 2,5 10,5 3,5 5,5

К территории больниц подводятся удобные подъездные пути с твердым покрытием. Твердые покрытия должны иметь также внутренние проезды и пешеходные дорожки. Временные стоянки индивидуального автотранспорта следует располагать на расстоянии не ближе 40 м от территории.

Размещение зданий на территории участка определяется системой застройки. Различают централизованную, децентрализованную, или павильонную, и смешанную системы застройки. Децентрализованная система застройки больниц позволяет размещать различные по профилю отделения в различных корпусах, обычно небольшой этажности. При этой системе осуществляется хорошая изоляция отделений, облегчается профилактика внутрибольничных инфекций, создаются оптимальные условия для пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима.

Недостатками децентрализованной системы является удлинение всех коммуникаций, дублирование некоторых помещений и оборудования, усложнение обслуживания больных.

В настоящее время децентрализованная система применяется в тех случаях, когда больничный комплекс необходимо расчленить на отдельные части для строительства инфекционных, психиатрических, туберкулезных больниц.

При централизованной системе застройки все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения больницы объединены в одном здании или в сблокированных корпусах. Эта система обеспечивает более удобную взаимосвязь отделений, сокращает графики движения больных и персонала, создает возможность централизации лечебно-диагностических отделений и быстрой доставки готовой пищи из кухни в палаты. Централизованная система позволяет уменьшить площадь застройки в 2 раза, а зеленых насаждений на 1 койку - увеличить в 1,2-1,3 раза по сравнению с децентрализованной застройкой.

К недостаткам централизованной системы следует отнести нерациональное использование садово-парковой зоны для прогулок, нарушения лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режима в больнице.

Смешанная система строительства больниц характеризуется тем, что на участке в главном лечебном корпусе расположены основные соматические отделения, а инфекционное, родильное, детское, поликлиническое и патологоанатомическое отделения и административно-хозяйственная часть - в отдельно стоящих зданиях. Эта система строительства сочетает положительные качества децентрализованной и централизованной систем.

При строительстве крупных многопрофильных больниц как вариант смешанной системы применяется блочная застройка, при которой в отдельные здания выносятся инфекционное, радиологическое, патологоанатомическое отделения, административно-хозяйственная часть, все остальные отделения располагаются в моноблоках и объединяются в один общий комплекс теплыми переходами.

На территории современной больницы выделяются зоны лечебных корпусов, нелечебных корпусов и садово-парковая зона.

Зона лечебных корпусов включает лечебные корпуса для инфекционных больных, неинфекционных больных, педиатрические, психосоматические, кожно-венерологические, радиологические, акушерские корпуса и поликлинический корпус. К зоне нелечебных корпусов относятся патологоанатомический и административный корпуса, хозяйственная зона и зона инженерных сооружений.

В обязательном порядке предусматриваются раздельные зоны и въезды для лечебных инфекционных корпусов, лечебных неинфекционных корпусов, патологоанатомического корпуса и хозяйственную зону.

Расстояние между лечебными корпусами с окнами палат должно быть 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м.

Территория участка больницы должна быть благоустроена и озеленена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60 %, садово-парковой зоны - 25 м2 на 1 койку, а застройки - не более 15 % общей площади участка. Участок больницы, расположенный в селитебной зоне населенного пункта, по периметру засаживается полосой зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

Патологоанатомический корпус, проезды к нему и стоянки похоронных машин не должны быть видны из окон лечебных корпусов.

Поликлинический корпус строится ближе к периферии участка, имеет самостоятельный вход, удобный и доступный для населения.

Хозяйственный двор располагают с подветренной стороны и ниже по рельефу местности. На нем размещают котельную, прачечную, гараж, складские помещения и др. Для сбора мусора и бытовых отходов на специальных площадках с асфальтированным или бетонированным покрытием устанавливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Расстояние площадки с мусоросборниками до палатных и лечебно-диагностических корпусов должно быть не менее 25 м. Для текущего сбора мусора у входов в здания, в местах отдыха и на территории через каждые 50 м размещают урны, которые должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте.

Гигиенические требования к внутренней планировке больниц

Больница включает следующие структурные подразделения: приемное, палатные, лечебно-диагностические, патологоанатомическое, поликлиника, прочие.

Важнейшим подразделением больницы является приемное отделение. Оно предназначено для приема, регистрации и распределения поступающих больных, установления предварительного медицинского диагноза, оказания необходимой медицинской помощи, проведения санитарной обработки больных, обеспечения мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний и выписки больных.

Приемное отделение следует размещать на 1 этаже, в изолированной части здания, по возможности вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Для подъезда санитарных машин к отделению предусматривается пандус с навесом для стоянки машин. В состав приемного отделения входят вестибюль-ожидальня с туалетом и справочной, регистратура, изоляционно-диагностический бокс на 1 койку, смотровая, процедурная, перевязочная, рентгенодиагностический кабинет, операционная для срочных операций, лаборатория срочных анализов, санитарный пропускник, кабинет заведующего отделением, комната дежурного врача, комната старшей медицинской сестры, комната персонала, специализированные боксы с наружными тамбурами и другие помещения. Площади помещений приемного отделения представлены в таблице 5.2.

Помещения выписки располагаются в каждом корпусе и включают комнату медицинской сестры, кабинет для переодевания и комнату ожидания.

Палатные отделения являются основным функциональным и структурным элементом больницы. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными. Различают палатные неинфекционные отделения для взрослых и детей, палатные инфекционные отделения, палатные радиологические отделения и палатные акушерские отделения. Палатные отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтического профиля, хирургического профиля и специальные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дермато-венерологические и др.

Таблица 5.2 - Площади помещений приемного отделения (м2) для неинфекционных взрослых отделений в больнице на 501-600 коек (из Пособия к СНиП П8-04)

Помещение Площадь
Помещения приема Вестибюль-ожидальная Туалет при вестибюле Справочная Регистратура Кладовая для хранения вещей больных Бокс на 1 койку Смотровая с гинекологическим креслом Санитарный пропускник Процедурная Перевязочная Операционная для срочных операций Лаборатория для срочных анализов Кабинет заведующего отделением Комната дежурного врача Комната персонала Помещения выписки Комната медицинской сестры Комната для переодевания Помещение ожидания  

Планировка палатных отделений имеет тупиковый характер. Традиционной является линейная форма палатного отделения в связи с простотой планировки и конструктивного решения, удобством обслуживания больных и размещения вспомогательных помещений, хорошим обзором палат с поста дежурной сестры, достаточной инсоляцией и т.д.

Различают одно - и двухкоридорные палатные отделения. Однокоридорные отделения могут быть с одно- и частично двусторонней застройкой коридора. В многокоечных больницах строятся двухкоридорные палатные отделения. В таком отделении есть два параллельных коридора, по наружным сторонам которых и торцу здания располагаются палаты. Существует также компактная двухкоридорная застройка отделения, когда палаты ориентированы на все четыре стороны света, и разнообразные варианты этой застройки: Т-образные, многоугольные, квадратные, криволинейные, круглые. При такой планировке отделения имеют хорошую обзорность и экономически выгодны. Однако неудовлетворительная инсоляция в ряде палат, отсутствие естественного освещения в помещениях, расположенных в центре отделения, трудности обеспечения благоприятного воздушного режима и дополнительный шум от лифтов не позволяют считать ее оптимальной.

Палатные отделения рассчитаны, как правило, на 60 коек и состоят из двух палатных секций. Палатная секция – это изолированный комплекс палат и общих помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. В больнице палатные секции занимают около 60 % площади. Палатная секция проектируется на 20-30 коек. Она включает палаты для пребывания больных и общие помещения (лечебно-вспомогательные, административно-хозяйственные, санитарные, рекреационные).

Палата является основным помещением палатной секции. Высота ее должна быть не менее 3,3 м, а глубина при одностороннем естественном освещении - не более 6 м. В каждой палатной секции для взрослых выделяются 1-, 2- и 4-хкоечные палаты, причем 1- и 2-хкоечных палат должно быть не менее чем по 7-15 %. Оптимальным является распределение по 20 % одно- и 2-хкоечных палат и 60 % - 4-хкоечных. Палаты для взрослых обычно устраиваются с санузлом и шлюзом.

К общим помещениям палатной секции относятся кабинет заведующего, комната старшей медицинской сестры, ординаторская, пост дежурной медицинской сестры, процедурные, клизменная, туалет для больных и персонала со шлюзом и умывальником, ванная, помещения дневного пребывания больных, буфетная, столовая, помещения хранения грязного и чистого белья, комната персонала, кабинет личной гигиены и др.

Важным элементом палатной секции являются рекреационные помещения и, в частности, коридоры. Коридоры не только связывают помещения между собой, но и представляют собой удобную вспомогательную площадь. Достаточно широкие коридоры используются в качестве столовых, постов для медицинских сестер, помещений для дневного пребывания больных. Кроме того, коридоры являются дополнительными резервуарами чистого воздуха, что позволяет проводить сквозное проветривание палат. Лестницы также должны обеспечивать свободное передвижение санитаров с носилками и каталками.

Посты дежурных сестер располагают так, чтобы медсестра со своего рабочего места могла просматривать коридор и входы во все палаты и общие помещения.

Палатные отделения хирургического профиля делятся на септические и асептические. Они имеют в своем составе дополнительно к набору общих помещений палатной секции перевязочные. В настоящее время различают отделение челюстно-лицевой хирургии, торакальное, ортопедо-травматологическое, урологическое и другие отделения хирургического профиля, включающие в себя ряд дополнительных помещений.

Основные задачи отделения челюстно-лицевой хирургии - осуществление высококвалифицированной помощи больным хирургического и терапевтического профиля, а также проведение сложного челюстного протезирования по показаниям. В состав отделения челюстно-лицевой хирургии входят операционные, перевязочные и процедурные кабинеты, лечебный кабинет для лечения зубов и слизистой оболочки полости рта, кабинет врача – ортопеда, комнаты гигиены полости рта, палаты.

Операционные оборудуются две с самостоятельными входами. Одна – для восстановительных операций на лице, другая - для операций в полости рта, гнойных операций. Помещения операционного блока – предоперационная, стерилизационная, наркозная, аппаратная, инструментальная, кабинет хирурга, материальная, гипсовочная, душевая. Площадь каждого помещения должна соответствовать мощности отделения и объему работы. Имеются «гнойная» и «чистая» перевязочные. Число палат отделения челюстно-лицевой хирургии определяется количеством коек (1,7 коек на 100000 человек городского населения).

Лечебно-диагностическое подразделение больницы включает операционный блок, отделения восстановительного лечения, функциональной диагностики, анестезиологии и реанимации, а также рентгенологическое отделение, клинико-диагностические лаборатории и др.

Операционный блок рационально размещать в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемого с ним утепленными переходами. Допускается его размещение на верхнем этаже палатного корпуса в тупиковой зоне по горизонтали или вертикали.

В состав помещений операционного блока входят непроходные септические и асептические отделения, включающие операционные со вспомогательными и служебными помещениями. В зависимости от степени соблюдения асептики в операционном блоке различают стерильную зону, зону строгого режима, зону ограниченного режима и зону общебольничного режима.

Стерильная зона включает операционные, зона строгого режима - предоперационные, гардеробные персонала, наркозную, аппаратную, послеоперационные палаты с постом дежурной медицинской сестры.

В зону ограниченного режима входят помещения для диагностических исследований, стерилизационная, инструментально-материальная, кабинеты хирургов и анестезиологов, мониторная, гипсовая, помещения для хранения крови и передвижного рентгеновского аппарата, фотолаборатория, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов и др.

Зону общебольничного режима образуют кабинет заведующего, кабинет старшей медсестры, комната для персонала, кладовые предметов уборки, кладовые для хранения гипса.

Операционная проектируется из расчета 1 операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операционной должна быть не менее 3,5 м, площадь - 36-48 м2. Предоперационная предназначена для окончательной подготовки хирурга к операции. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную. Наркозная является рабочим местом анестезиолога и местом подготовки больного к операции. Стерилизационная обычно располагается между двумя операционными.

Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке, в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать из расчета 2 койки на одну операционную.

Отделения анестезиологии и реанимации предусматриваются в многопрофильных больницах на 500 и более коек. Количество коек в отделении не превышает 25. Как правило, в больнице создаются подразделения для вновь поступающих больных и для больных из операционного блока и других отделений больницы. Первое подразделение располагается на первом этаже при приемном отделении больницы, другое - в блоке лечебно-диагностических отделений, вблизи операционного блока.

В составе отделения имеются реанимационная, предреанимационная, палаты интенсивной терапии, лаборатория для срочных анализов, помещения для диагностической и лечебной аппаратуры. При планировке отделения предусматривается подводка кислорода и других лечебных газов, вакуума, электрического тока, воды к каждой койке, возможность размещения у койки необходимого оборудования, наличие связи с центром наблюдения за больными.

Рентгенологическое отделение предназначено для проведения медицинских рентгенологических исследований больных. Его целесообразно размещать на одном из этажей лечебно-диагностического корпуса, на стыке стационара и поликлиники. Окна процедурных рентгеновских кабинетов целесообразно ориентировать так, чтобы они были в стороне от основных пешеходных путей, корпусов больниц и жилых зданий. Процедурные нельзя размещать над палатами для детей и беременных.

В состав рентгенологических отделений входят рентгенодиагностические кабинеты для общих исследований, специальных исследований, а также кабинет для приготовления бария, кабинет заведующего, комната просмотра снимков, комната персонала и другие санитарно-бытовые и подсобные помещения.

Рентгенодиагностические кабинеты для общих исследований имеют процедурные, комнату управления, кабинет врача, фотолабораторию. Специальные исследования включают рентгенофлюорографию, рентгенотомографию, рентгено-маммографию, рентгено-ангиографию и др.

Рентгенодиагностические кабинеты стационара и поликлинического отделения следует объединять в одно отделение, за исключением кабинетов инфекционных, туберкулезных и акушерских отделений. Рентгеновское отделение не должно быть проходным.

Размещение рентгеновской аппаратуры должно быть таким, чтобы рабочий пучок при просвечивании направлялся в сторону капитальной стены, пульт управления аппаратом и рабочее место врача выносится в отдельную комнату, экран снабжается защитным просвинцованным стеклом, используются передвижные защитные ширмы.

Мощность отделения функциональной диагностики зависит от числа коек в больнице. Основными помещениями отделения функциональной диагностики являются кабинеты электрокардиографии, оксигемометрии и капилляроскопии, электроэнцефалографии, определения основного обмена, обследования органов дыхания и эндокринной системы, эндоскопические кабинеты и др.

Отделение восстановительного лечения, или реабилитации, предусматривается общим для приема больных стационара и посетителей поликлиники с устройством отдельных входов. В отделении осуществляются все виды физиотерапии: электро-, свето-, водо-, и грязелечение. Проводится лечебная физкультура, массаж, механо- и трудотерапия. Для водолечения должен быть душевой зал, помещения для принятия ванн, подводного душа-массажа. Обязательным элементом является лечебный плавательный бассейн. Для принятия грязевых процедур устраиваются кабины для раздевания и принятия душа. Для групповых занятий лечебной физкультурой предусматриваются залы, а для индивидуальных занятий - отдельные кабинеты. Кроме специальных кабинетов, в отделении предусматриваются комнаты отдыха для больных, принявших лечебную процедуру. Комнаты отдыха оборудуются кушетками и креслами. Для повышения эффективности стационарной помощи широко используют передвижную аппаратуру для обслуживания лежачих больных непосредственно в палатах.

Клинико-диагностические лаборатории включают клиническое, гематологическое, биохимическое, бактериологическое, серологическое и цитологическое отделения. Они имеют отдельные помещения для приема и регистрации анализов от больных стационара и поликлиники, помещения для фотометрии, центрифугирования, окраски проб и препаратов.

В бактериологических лабораториях обязательно наличие помещения для приема и регистрации проб, боксов с предбоксником для проведения исследований, моечной, автоклавной для обеззараживания отработанного материала, автоклавной для стерилизации посуды и питательных сред, средоварочной с боксом для разлива питательных сред, гардероба для домашней и рабочей одежды персонала, комнаты для персонала, туалета, кладовых для лабораторной посуды и бактериальных препаратов. В лаборатории планировочно выделяют «заразную» зону, где проводятся все работы, связанные с патогенным материалом, и «чистую» зону, где проводятся работы, не связанные непосредственно с заразным материалом.

Патологоанатомическое отделение размещается в отдельном здании в изолированной зоне и имеет свои подъездные пути. Оно включает предсекционную, секционную, лабораторию гистологических исследований, фотолабораторию, препараторскую, морг, траурный зал, а также служебно-бытовые помещения и вестибюль-ожидальную. Помещения для вскрытия трупов инфекционных больных изолируются и оборудуются отдельным входом снаружи.

Поликлиническое отделение располагают в отдельном корпусе, примыкающем к лечебно-диагностическому. Поликлиника имеет основной, отдельный от стационара вход и запасные входы. В поликлинике организуются регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактическое и вспомогательно-диагностическое подразделения, административно-хозяйственная часть. В состав отделения профилактики входит анамнестический и смотровой женский кабинеты, а также кабинеты функциональной диагностики, пропаганды здорового образа жизни, централизованного учета ежегодной диспансеризации. Лечебно-профилактическое подразделение включает терапевтическое, хирургическое отделения, кабинеты узких специалистов, кабинет инфекционных заболеваний. Здесь имеется также отделение неотложной помощи, которое проектируется с отдельным входом.

В детских поликлиниках предусматривается два входа: для здоровых детей и больных детей. В структуре детской поликлиники дополнительно организуется фильтр-бокс, бокс для изоляции больных с подозрением на инфекцию с отдельным выходом наружу, комната для матерей и кормления грудных детей.

Гигиенические требования к планировке стоматологической поликлиники

Поликлиники - это структурные подразделения больницы или самостоятельные организации, предназначенные для оказания медицинской помощи приходящим больным и на дому, а также для осуществления комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний. Поликлиники оказывают специализированную квалифицированную медицинскую помощь населению, организуют и проводят комплекс профилактических мероприятий, организуют и осуществляют диспансеризацию здорового и больного населения, организуют и проводят мероприятий по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни. Стоматологические поликлиники могут входить в состав территориальных или являться самостоятельными организациями, осуществляющими лечебную и профилактическую помощь. Проектирование и строительство их производится в соответствии с Пособием к СНиП П8 04 «Проектирование лечебно-профилактических организаций», а также «Санитарными правилами устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала».

Стоматологические поликлиники предпочтительно размещать в отдельных типовых зданиях. Допускается размещать их встроенными в приспособленных помещениях, зданиях, на 1-3 этажах жилых и общественных зданий. Размещение стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий в подвальных помещениях запрещается.

Земельный участок стоматологической поликлиники включает амбулаторно-поликлиническую, хозяйственную зоны и зону отдыха. Здание поликлиники необходимо располагать на расстоянии не менее 15 м от красной линии застройки. Перед главным входом должна быть площадка для посетителей из расчета 0,2 м2 на одно посещение в смену, но не менее 50 м2. На земельном участке не разрешается размещать объекты, функционально не связанные с поликлиникой. Зеленые насаждения и газоны должны занимать не менее 60 % площади участка и шириной не менее 5 м по свободному от застройки периметру участка в виде полосы зеленых насаждений. Хозяйственные постройки и мусоросборник выносят на отдельную площадку с удалением от главного корпуса поликлиники не менее чем на 30 м.

В состав поликлиники входят следующие помещения:

- общего назначения (вестибюль, регистратура, справочная);

- лечебно-диагностические (терапевтические, хирургические и ортопедические кабинеты, операционные, рентгенологический и физиотерапевтический кабинеты);

- вспомогательные (предоперационные, стерилизационные, комната отдыха больных после операции);

- административные (кабинеты администрации, бухгалтерия);

- хозяйственно-бытовые (комнаты отдыха, гардероб персонала);

- зуботехническая лаборатория (комната зубных техников, гипсовочная, полимеризационная, литейная, полировочная, паяльная).

Непосредственные набор и площади помещений стоматологической поликлиники определяются её категорией, зависящей от количества врачебных должностей. Различают поликлиники внекатегорийные (свыше 40), первой категории (30-40), второй категории (25-29), третьей категории (20-24), четвертой категории (15-19), пятой категории (10-14) врачебных должностей.

В высококатегорийных поликлиниках могут быть организованы отделения и кабинеты по оказанию узкоспециализированной стоматологической помощи больным: пародонтологический кабинет, кабинет для приема больных с патологическими изменениями слизистой оболочки полости рта, кабинеты анестезиологии, ортодонтии, профилактики, иглорефлексотерапии, гирудотерапии, функциональной диагностики, имплантологии, реставрационной терапии, эндодонтии, клинико-диагностические лаборатории, центральные стерилизационные, аптека и другие.

В поликлинике обособленно от остальных помещений в непроходной зоне предусматривается размещение зуботехнической лаборатории, детское отделение проектируется с отдельным входом, гардеробом, ожидальней, санузлом и не сообщающимся с отделением для взрослых, помещение операционной располагают в непосредственной связи с предоперационной, стерилизационной, кабинетами врачей-анестезиологов и хирургов.

В регистратуре осуществляется хранение амбулаторных карт, регулирование потока пациентов, информирование посетителей, справочная работа, хранение и оформление больничных листов, запись вызовов врачей на дом.

В отделении терапевтической стоматологии основным помещением отделения является кабинет терапевтической стоматологии площадью 14 м2 на одно кресло. В кабинетах с большим числом кресел на каждое дополнительное кресло площадь увеличивается на 7 м2, на каждое кресло с универсальной стоматологической установкой - на 10 м2. Высота кабинетов должна быть не менее 3,3 м, глубина - не более 6 м. В кабинетах на 4 кресла и больше предусматривают помещение с вытяжным шкафом для стерилизации материалов и других целей площадью 8 м2. Стоматологические кресла в кабинетах размещают в один или два ряда параллельно светонесущей стене. С гигиенической точки зрения предпочтительнее однорядное расположение кресел, так как при двухрядном варианте естественная освещенность на рабочих местах 2-го ряда снижается в 3-4 раза против нормы, что требует почти постоянно применять искусственное освещение и затрудняет различение цветовых оттенков кожи и слизистых оболочек.

Рекомендуется отделять рабочие места стоматологов непрозрачными перегородками высотой до 1,7 м, облицованными плитками светлых тонов голубого или желтого цвета, что улучшает условия работы и облегчает выполнение правил медицинской деонтологии.

Ожидальню во всех отделениях планируют из расчета 1,2 м2 на одного посетителя, но не менее 6 м2 (8 м2 в детских отделениях). Ширина коридоров поликлиники - 2 м, используемых под ожидальни для посетителей при одностороннем расположении кабинетов - 2,8 м, при двустороннем - 3,2 м.

В отделении хирургической стоматологии предусматривают следующие помещения: аппаратная (6 м2), предоперационная-стерилизационная (10 м2), комната анестезиолога (10 м2), комната временного пребывания больных после операции (не менее 12 м2), хирургический кабинет (малая операционная) не более чем на 2 стоматологических кресла, ожидальня из расчета 1,2 м2 на одного больного. Допускается ожидание приема в общей ожидальне.

Отделение ортопедической стоматологии состоит из кабинетов врачей и зуботехнической лаборатории. Площадь врачебных ортопедических кабинетов нормируют, исходя из числа кресел так же, как в кабинетах терапевтической и хирургической стоматологии.

В состав зуботехнической лаборатории входят основные помещения, в которых производят окончательную работу по изготовлению зубных протезов, и специальные производственные помещения, где выполняют подготовительные работы: гипсовочная, паяльная, полимеризационная, литейная. Площадь основного помещения планируют исходя из нормы 4 м2 на одного зубного техника, а производственного - 4 м2 на одно рабочее место. Основные помещения рассчитывают не более чем на 15 зубных техников. Рабочие столы могут размещаться в 2 ряда, освещаются естественным светом, обязательно с левой стороны. Площадь производственных помещений рассчитывают исходя из нормы 6 м2 на человека.

В стоматологических поликлиниках организуют физиотерапевтические кабинеты и обеспечивают возможность проведения электродиагностики. В поликлиниках высших категорий предусматривают рентгеновский кабинет.

Гигиенические требования к санитарно-техническому благоустройству больниц и поликлиник

В больницах и поликлиниках должны быть созданы благоприятные условия для скорейшего выздоровления больного и лечебно-охранительного режима. Неблагоприятные условия больничной среды могут оказывать вредное воздействие не только на больных, но и на обслуживающий персонал. При нарушении правил больничного режима и отсутствии рациональной системы обеззараживания и обезвреживания нечистот и отбросов не исключена возможность распространения инфекционных заболеваний и загрязнителей за пределы больницы.

В создании благоприятных условий для больных важная роль принадлежит санитарно-техническому благоустройству, включающему рациональное освещение, отопление, вентиляцию, водоснабжение и очистку от жидких и твердых отходов. Санитарно-технические устройства направлены на создание оптимального инсоляционного, воздушного, питьевого и санитарно-гигиенического режима.

Инсоляционный режим обеспечивается солнечной радиацией. Оптимальная эффективность инсоляции достигается при ежедневном непрерывном облучении прямыми солнечными лучами помещений и территорий.

В больничных и поликлинических помещениях должно быть естественное и искусственное освещение. Рациональное освещение улучшает зрительную функцию, повышает жизненный тонус человека, увеличивает работоспособность, способствует лучшему санитарному содержанию помещений. Все помещения должны иметь естественное освещение, достаточное на рабочих местах, обеспечивающее оптимальные условия зрительной работы и особенно цветопередачи. Во избежание неблагоприятного действия прямых солнечных лучей, создающих значительные перепады яркостей на рабочих поверхностях, утомительные для глаз, и для предупреждения перегрева помещений в летнее время года рекомендуется ориентировать окна стоматологических кабинетов и основных помещений зуботехнической лаборатории на северные направления. В средних и южных широтах для больничных палат, комнат дневного пребывания наилучшей ориентацией, обеспечивающей достаточную освещенность и инсоляцию помещений без перегрева, являются южные, а операционного блока - северные румбы. В существующих организациях, имеющих неправильную ориентацию помещений, в летнее время рекомендуется прибегать к затемнению окон при помощи тентов, маркиз, жалюзи.

Естественное освещение должно быть достаточным, равномерным, устойчивым, неслепящим. Оно зависит от величины световых проемов, чистоты стекол, наличия занавесок, а также ориентации окон по отношению к сторонам света. Коридоры палатных секций и отделений больницы должны иметь естественное освещение, осуществляемое через окна в стенах торца зданий и в световых холлах. Расстояние между световыми разрывами не должно превышать 24 м.

Световой коэффициент в кабинетах поликлиники и основных помещениях зуботехнической лаборатории должен составлять 1/4-1/5, в остальных производственных помещениях - не ниже 1/8, коэффициент естественной освещенности - не менее 1,5 %. В палатах отделения предусматривается световой коэффициент 1/5-1/6, коэффициент естественной освещенности – 1 %, угол падения света - не менее 27о, угол отверстия - не менее 5о, коэффициент заложения – не более 2 (СНБ 2.04.05-98 «Естественное и искусственное освещение»). Целесообразно остекление световых проемов увиолевыми стеклами, что способствует восполнению недостатка ультрафиолетовых лучей для больных, длительно находящихся в стационаре.

Искусственное освещение должно быть достаточным, равномерным, устойчивым, неслепящим, и по спектру приближаться к естественному. Оно должно создавать уют в палате и возможность чтения. При организации искусственного освещения используют лампы накаливания и люминесцентные лампы, которые оборудуют осветительной арматурой прямого, рассеянного и отраженного света. С гигиенической точки зрения лучше использовать светильники с люминесцентными лампами и арматурой рассеянного света, которые обеспечивают равномерное освещение помещения, не создают слепящего действия, теней.

В больнице и поликлинике устраивают общую, комбинированную и местную системы искусственного освещения. Общее искусственное освещение, при котором светильники равномерно распределяются по потолку или стенам помещения, предусматривается во всех помещениях. Для освещения отдельных функциональных зон и рабочих мест устраивается местное освещение. Освещенность на поверхности операционного поля должна быть порядка 3000-10000 лк. Для удобства больных применяются настольные лампы. Комбинированное освещение представляет собой сочетание общего и местного. Рекомендуемые уровни искусственной освещенности в помещениях представлены в таблице 5.3.

Для общего люминесцентного освещения во всех стоматологических кабинетах рекомендуются лампы со спектром излучения, не искажающим цветопередачу, например, ЛДЦ (люминесцентные дневного света с исправленной цветопередачей) или ЛХЕ (люминесцентные холодного естественного света). Тип лампы указывается на ее цоколе. Светильники общего освещения размещают с таким расчетом, чтобы они не попадали в поле зрения работающего врача. Предусматриваемые для установки люминесцентные светильники укомплектовывают пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума.

Таблица 5.3 - Рекомендуемые уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами в помещениях учреждений стоматологического профиля (из Пособия к СНиП П8-04)

Помещение Освещенность (лк)
Стоматологические кабинеты, процедурные, помещения зуботехнических лабораторий Операционная, кабинет заведующего отделением, гипсовочные, полимеризационные Кабинеты медицинских сестер, сестер-хозяек Палатные коридоры Прочие палаты, ванна, душевая  

Для освещения палат используются настенные комбинированные светильники, которые устанавливают у каждой койки на высоте 1,7 м от уровня пола. В каждой палате, в нише около двери на высоте 0,3 м от пола, должен быть специальный светильник ночного освещения. Во врачебных кабинетах необходимо устанавливать настенные светильники для осмотра больного.

Общее искусственное освещение во всех стоматологических кабинетах должно обеспечивать на рабочих поверхностях достаточную освещенность, равную при использовании люминесцентных ламп 500 лк, а ламп накаливания - 200 лк.

Стоматологические кабинеты оборудуют, кроме общего, и местным освещением в виде рефлекторов при универсальных стоматологических установках на рабочих местах терапевтов и ортопедов, специальных (желательно бестеневых) рефлекторов для каждого рабочего места хирурга, предназначенных для освещения полости рта. Световой поток от них должен быть узким, концентрированным, направленным на освещение полости рта, где необходимо создавать освещенность 3000-4000 лк. Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более, чем в 10 раз, чтобы не вызывать утомительный для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей. Светильники местного и общего освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую орган зрения персонала от слепящего действия ламп, не нагревать голову и шею врача и не беспокоить больного.

В ортопедическом отделении искусственное освещение должно способствовать цветоразличению, что особенно важно при подборе искусственных зубов во время протезирования. Лампы накаливания и обычные люминесцентные лампы для этого малопригодны и рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛДЦ и ЛХЕ или ксеноновые лампы. Работа по подбору искусственных зубов при люминесцентном освещении должна производиться при освещенности не менее 1000 лк в специально отведенном для этого месте.

Воздушная среда помещений формируется из атмосферного воздуха. Воздух, поступающий в помещения больниц и поликлиник, должен быть прозрачным, чистым, иметь естественный химический состав, не иметь посторонних запахов, не содержать токсических химических веществ, пыли, радионуклидов, патогенных микроорганизмов. Если воздух не отвечает указанным требованиям, то перед подачей в помещение он подвергается предварительной очистке и обеззараживанию.

Оптимальный воздушный режим в помещениях осуществляется за счет отопления и вентиляции. Отопление помещений направлено на поддержание в холодный и переходный периоды года оптимальной температуры и создание искусственного микроклимата. Оно должно быть достаточным, регулируемым, равномерным, безопасным, бесшумным и не загрязнять помещение. Во избежание подгорания пыли и поступления в воздух помещений неприятных запахов, поверхность нагревательных приборов не должна превышать 80оС.

Для отопления помещений используется центральная и местная системы. При местном отоплении сжигание топлива происходит в нагревательном приборе, который и передает тепло в помещение. К нему относятся печное, газовое и электрическое отопление. Местное отопление лучше обеспечивается печами большой теплоемкости, которые поддерживают равномерную температуру в течение суток.

Применение местного отопления в лечебно-профилактических организациях нецелесообразно, в них устраивается центральное отопление. При указанном отоплении одной системой отапливается все помещение, этаж, все здание и даже несколько зданий. Центральное отопление состоит из теплового генератора, в котором происходит сжигание топлива, теплоносителя, теплопроводов и нагревательных приборов, расположенных в помещении. Нагревательные приборы представляют собой обычно металлические трубы (радиаторы), которые отдают тепло помещению путем конвекции и излучения.

В зависимости от теплоносителя центральное отопление подразделяется на паровое, воздушное, водяное и лучистое. Паровое отопление создает высокую температуру нагревательных приборов, что вызывает пригорание пыли, неприятный запах, и трудно поддается регулировке. Недостатком воздушного отопления является неравномерный обогрев, возможность загрязнения приточного воздуха пылью, а также повышенная подвижность и сухость воздуха. В больничных организациях широко применяется водяное отопление, которое обеспечивает поддержание в помещении равномерной температуры за счет регулирования температуры воды, подаваемой в нагревательные приборы. С гигиенической точки зрения лучшим является лучистое отопление, так как нагревательные приборы, расположенные в стенах, полу или потолке, равномерно обогревают помещение, температурные перепады по горизонтали и вертикали минимальны. Тепловой комфорт обеспечивается при относительно невысокой температуре воздуха в помещении (17оС). При этом отоплении нет выступающих труб, радиаторов, на них не накапливается пыль.

Средняя температура нагревательных приборов не должна превышать 80оС. В помещениях отделения челюстно-лицевой хирургии целесообразно применять нагреватели с гладкой поверхностью. Отопительные радиационные бетонные панели в качестве нагревательных приборов применяются в операционных, предоперационных, реанимационных залах, наркозных.

В стоматологических поликлиниках, как правило, устанавливают центральное водяное отопление низкого давления с температурой воды в батареях до 80°С или ниже в зависимости от температуры наружного воздуха. Батареи устанавливают в нишах под окнами, они должны иметь гладкую поверхность, облегчающую уборку и закрываться съемными металлическими сетками.

Приборы отопления должны обеспечивать возможность местной регуляции температуры воздуха в различных помещениях в соответствии с установленными для них нормами.

Вентиляция помещений направлена на организацию воздушного режима помещений. Она также положительно влияет на микроклимат и имеет противоэпидемическое значение. Вентиляция больниц и поликлиник должна исключать поступление воздуха из «грязных» помещений в «чистые». Вентиляция должна полностью удалять загрязненный воздух, подавать достаточное количество чистого воздуха, быть регулируемой, бесшумной и безопасной. Применяемая вентиляция классифицируется по способу перемещения воздуха на естественную и механическую, по способу подачи и удаления – на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную, по назначению - на местную и общеобменную.

Естественная вентиляция обусловлена разностью температур наружного и комнатного воздуха и силой ветра. Нагретый в помещении воздух поднимается вверх и уходит из комнаты через щели и поры в стенах и потолке. Проветривание помещений осуществляется через окна, двери, форточки, фрамуги. Весьма эффективным является сквозное проветривание, которое осуществляется путем одновременного открывания окон или форточек и дверей в противоположных сторонах помещения.

В зимнее время года вытяжная вентиляция на естественной тяге может обеспечивать 1,5-2-кратный обмен воздуха в час. В теплое время из-за небольшой разности температур наружного и комнатного воздуха и отсутствия ветра эффективность этой системы бывает незначительной. Для лучшей вентиляции помещений устраивают аэрацию, которая включает вытяжные вентиляционные каналы в стенах, а на крыше – вытяжную трубу с дефлектором.

Естественная вентиляцияустраивается во всех помещениях больницы, кроме операционных. Фрамуги, форточки и другие устройства естественной вентиляции оборудуются приспособлениями для открывания и закрывания и должны находиться в исправном состоянии. Кратность вытяжки при естественном воздухообмене представлена в таблице 5.4.

Таблица 5.4 - Рекомендуемые кратности воздухообмена в помещениях (из Пособия к СНиП П8-04)

Помещение Кратность воздухообмена Кратность естественной вытяжки
Приток Вытяжка
Стоматологические кабинеты Малая операционная Манипуляционная, приемно-смотровые, перевязочные, процедурные Кабинет врача, помещения персонала, регистратура, справочная, буфет, столовая Клизменная Помещения для санобработки 1,5 - -    

Механическая, или искусственная, вентиляция имеет ряд преимуществ по сравнению с естественной: большой радиус действия, значительная скорость в воздуховодах, независимость притока и вытяжки от температуры наружного воздуха и скорости ветра.

Приточная вентиляция обеспечивает нагнетание свежего воздуха в помещение вентилятором. Загрязненный воздух удаляется из помещения естественным путем. При вытяжной вентиляции воздух из помещения отсасывается с помощью вентилятора и в помещение естественным путем поступает свежий воздух. Приточно-вытяжная вентиляция осуществляет подачу атмосферного воздуха через приточные каналы в верхнюю зону помещений и вытяжку воздуха из помещения через отверстия вытяжных каналов у пола одновременно.

Местную вытяжную вентиляцию устраивают для удаления вредных веществ в месте их образования, местную приточную - для нормализации температуры воздуха на рабочих местах и разбавления загрязненного воздуха чистым, общеобменную – с целью оптимизации воздушного режима во всем помещении.

Механическая приточно-вытяжная вентиляция проектируется во всех отделениях, за исключением инфекционных. Проектируются самостоятельные системы приточно-вытяжной вентиляции для операционных блоков (отдельно для септических и асептических отделений).

Для создания изолированного воздушного режима палат их проектируют со шлюзом, сообщаемым с санузлом, в котором преобладает вытяжка. В коридорах палатных отделений необходимо устройство приточной вентиляции с кратностью воздухообмена 0,5. При входе в отделение оборудуется шлюз с организацией в нем вытяжной вентиляции. Лестничные клетки, шахты лифтов, бельевые грязного белья должны быть оснащены автономной приточно-вытяжной вентиляцией с преобладанием вытяжки.

Качество воздушной среды в стоматологических кабинетах может изменяться вследствие скопления людей, загрязнения ее газообразными и пылеобразными примесями, выделяющимися в воздух в результате применения лекарственных и других химических веществ, приготовления пломбировочных материалов, обтачивания зубов и протезов, выделения паров воды при стерилизации инструментов, частом мытье рук и др.

Наибольшие изменения наблюдаются в физических параметрах воздушной среды помещений, температура и влажность воздуха превышают установленные нормы, что нарушает условия теплоотдачи и неблагоприятно отражается на общем самочувствии персонала, работоспособности и т. д. Происходит увеличение количества микрофлоры в воздухе, в том числе патогенной, что небезразлично в санитарно-эпидемиологическом отношении.

В помещениях зуботехнической лаборатории ухудшение качества воздушной среды связано с особенностями производственной деятельности - повышением температуры и влажности воздуха, образованием пыли и вредных газов при ряде технологических процессов (горение, пайка, литье и др.).

Для поддержания показателей воздуха, соответствующих гигиеническим нормативам, во всех стоматологических отделениях, кабинетах и зуботехнической лаборатории необходимо устраивать центральную приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. Кратность воздухообмена в стоматологических кабинетах должна быть 2 раза в 1 ч по притоку и 3 раза - по вытяжке.

Наружный воздух, подаваемый приточными установками, предварительно очищают в фильтрах, его забор для систем вентиляции и кондиционирования производится из чистой зоны на высоте не менее 1 м от поверхности земли.

Воздух в операционные, наркозные следует подавать в верхнюю зону помещений ламинарными или слаботурбулентными потоками. Удаление 40 % воздуха осуществляется из верхней зоны в 10 см от потолка, а 60 % - из нижней в 60 см от пола.

В палатах отделения челюстно-лицевой хирургии воздухообмен должен составлять 80 м3/ч на 1 койку.

В терапевтических и ортопедических кабинетах, стерилизационных и паяльных предусматривают местную вентиляцию в виде вытяжных шкафов с механическим побуждением; на рабочих местах зубных техников в основных помещениях, а также в производственных помещениях у каждой полировальной установки и электрошлифмашины - местных отсосов пыли; в литейной над печью центробежного литья, газовой плитой в паяльном помещении, нагревательными приборами и рабочим столом в полимеризационной - вытяжных зонтов.

Независимо от наличия искусственной вентиляции во всех помещениях стоматологического отделения должны быть форточки или фрамуги, которые необходимо систематически использовать на протяжении рабочего дня, особенно в поликлиниках, где отсутствует или недостаточно эффективно действует центральная вентиляция.

Санитарными показателями чистоты воздуха в помещениях являются отсутствие запаха, содержание диоксида углерода не более 0,7-1 ‰, окисляемость воздуха не более 5-6 мг/м3 кислорода.

Необходимые показатели температуры, влажности, движения и чистоты воздуха внутри помещения могут автоматически поддерживаться кондиционерами, которые совмещают в себе функцию отопления и вентиляции. С их помощью воздух нагревается или охлаждается, увлажняется или сушится, приобретает определенную скорость движения, очищается от пыли, дезодорируется, озонируется, ионизируется. Кондиционирование воздуха предусматривается в операционных, наркозных, послеоперационных палатах, кабинетах ортопедической стоматологии и основных помещениях зуботехнической лаборатории.

Искусственно созданный микроклимат может утратить свое закаливающее и тренирующее действие, свойственное динамическому микроклимату с меняющимися в известных пределах температурой, влажностью и движением воздуха, поэтому для широкого внедрения кондиционеров необходимы дополнительные исследования. Кроме того, некоторые микроорганизмы, обитающие в кондиционерах, могут вызывать «болезнь легионеров», проявляющуюся поражением легких.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений больницы.

Микроклимат - это климат ограниченной территории или пространства, отличающийся от окружающей среды. Его делят на комфортный, обусловливающий хорошее теплоощущение, оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы и высокую работоспособность, и дискомфортный - нагревающий и охлаждающий. Микроклимат помещений определяется сочетанием температуры, влажности и подвижности воздуха, температуры окружающих поверхностей и их тепловым излучением.

При гигиеническом нормировании в больницах предусматриваются оптимальные величины параметров микроклимата. Оптимальные микроклиматические условия обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья.

В холодное и переходное время года температура в палатах рекомендуется в пределах 19-21оС, в теплое время - до 24оС. Расчетная температура в помещениях больниц представлена в таблице 5.5.

Таблица 5.5 - Расчетная температура в помещениях (из Пособия к СНиП П8-04)

Помещение Температура, оС  
 
Стоматологические кабинеты Помещения, где проводится работа с амальгамой Помещения зуботехнической лаборатории Производственны помещения стоматологической поликли-ники Малая операционная, послеоперационные палаты, приемно-смотровые, перевязочные, процедурные Кабинет врача, помещения персонала, палаты для взрослых, клизменная Регистратура, справочная, буфет, столовая    

Относительная влажность должна быть в пределах 55-60 %, а скорость движения воздуха - не выше 0,15 м/с.

Большое значение в обеспечении питьевого и санитарно-гигиенического режима больниц принадлежит водоснабжению. Вода, поступающая в больницу, должна быть бесцветной, прозрачной, не иметь запаха, обладать приятным освежающим вкусом, иметь естественный химический состав. Вода также не должна содержать токсических химических и радиоактивных веществ, патогенных микроорганизмов, цист простейших и яиц гельминтов. При нерациональном водоснабжении и наличии воды, не соответствующей гигиеническим нормам, у персонала могут возникать эндемические болезни, инфекционные и паразитарные заболевания и отравления токсическими веществами.

На современном этапе используются две системы водоснабжения: децентрализованная, или местная, и централизованная. Децентрализованное водоснабжение осуществляется из колодцев, централизованное - из подземных и открытых источников. Для водоснабжения больниц и поликлиник используется пресная вода (до 1 г/дм3 минеральных солей).

Больницы и поликлиники должны иметь централизованное водоснабжение за счет присоединения к водопроводу населенного пункта. Качество воды должно соответствовать требованиям СанПиН 10-124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Холодная вода подводится во все помещения. Больница оборудуется также горячим водоснабжением. Расход воды в сутки на 1 соматическую койку составляет 250-400 дм3, на 1 амбулаторный прием - около 15 дм3. В сельских больницах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения расход воды на 1 койку в сутки составляет 100-150 дм3.

Стоматологические кабинеты и отделения челюстно-лицевой хирургии оснащаются централизованной системой подачи холодной и горячей воды, сжатого воздуха и кислорода.

В лечебных кабинетах и помещениях зуботехнической лаборатории предусматриваются отдельные раковины для мытья рук персонала, оборудованные кранами с ножным управлением и специальные ванны для других производственных целей (мытья инструментов, посуды, инвентаря).

Рациональная очистка от жидких и твердых отходов имеет большое значение, т.к. они могут содержать возбудителей инфекционных заболеваний и представлять опасность для населения. При нарушении правил очистки от жидких и твердых нечистот ухудшается санитарное состояние помещений, создаются условия для размножения насекомых и грызунов, возникновения внутрибольничных инфекций и эпидемий.

На современном этапе очистка населенных мест от жидких отбросов осуществляется по вывозной и сплавной (канализационной), от твердых отбросов - по планово-подворной и планово-поквартирной системам. Очистку больницы и поликлиники от твердых отбросов более рационально проводить по планово-подворной системе. Для этого в палатах, стоматологических кабинетах, кабинетах врачей, коридорах, туалетах и других помещениях мусор собирают в урны или педальные ведра с крышкой и ежедневно удаляют в металлические, герметически закрываемые контейнеры, устанавливаемые во дворе на цементированных или асфальтированных площадках. Контейнеры регулярно вывозятся для обезвреживания и обеззараживания на полигоны твердых бытовых отходов или мусороперерабатывающие заводы. Мусор, окровавленные бинты, вату, а также другие отходы операционных, патологоанатомических отделений сжигают в специальных печах.

Удаление жидких отбросов производится в канализационную систему населенного пункта.

Спуск в канализацию воды, содержащей ртуть, без специальных сифонов запрещается; очистка сифонов моечных раковин (ванн) от ртути производится раз в 3-4 месяца. Необходимо иметь 2 раковины: одну - для мытья рук персонала, другую - для мытья инвентаря. Сточные воды из гипсовочного помещения перед спуском в канализацию должны проходить через специально оборудованный гипсоотстойник. В ожидальне и приемной устанавливают эмалированные или фарфоровые плевательницы, содержимое которых сбрасывают в специальное ведро, а затем сливают в канализацию. Лотки для сплевывания и плевательницы после освобождения от содержимого обрабатывают 1-2 % раствором хлорамина, анолитом нейтральным, после чего моют. Обработку ведер после слива жидкости в канализацию производят тем же способом, что и плевательниц. Инструментарий, бывший в употреблении после дезинфекции должен подвергаться тщательной механической обработке, мытью с мылом и содой, а затем стерилизации.

Очистка и обеззараживание сточных вод осуществляется на станции аэрации. При необходимости предварительной очистки и обеззараживания сточных вод от инфекционных, радиологических и ряда других отделений на участке больницы устраиваются местные очистные сооружения. В сельских больницах для очистки сточных вод можно использовать поля подземной фильтрации.

Гигиенические требования к оборудованию, отделке, содержанию помещений больниц и поликлиник

Все используемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь для применения в строительстве общественных зданий и сооружений. Внутренняя отделка помещений стоматологической поликлиники должна обеспечивать возможность наиболее тщательной уборки, текущей дезинфекции врачебных кабинетов и др.

Стены кабинетов должны быть гладкими, без щелей, углы и места соединения стен, потолка и пола - закругленными, без карнизов и украшений. Стены на высоту дверей или сплошь окрашивают светлой масляной краской или современными красителями на основе полимерных и синтетических смол. Выше панелей стены и потолки окрашивают клеевыми водоэмульсионными красками белого цвета. Цвет стен и пола в лечебных кабинетах должен быть светлых тонов с коэффициентом отражения не ниже 40 % (салатный, охры, нейтральный светло-серый, бледно-голубой). Желательно использовать нейтральный светло-серый цвет, не мешающий правильному цветоразличению оттенков окраски слизистых оболочек, кожных покровов, крови, зубов (естественных и искусственных), пломбировочных и зубопротезных материалов. Двери и окна во всех помещениях окрашивают эмалями или масляной краской в белый цвет.

Стены кабинетов и стерилизационной облицовывают на высоту не ниже 1,8 м пластиком или глазурованной плиткой, а операционной - на всю высоту глазурованной плиткой. Потолки окрашивают в белый цвет масляными или алкидно-стирольными водостойкими красками. Пол настилают линолеумом или покрывают керамической плиткой, а в операционной - керамической плиткой или полимерцементной мастикой. Шкафы и другую рабочую мебель окрашивают нитроэмалевой краской светлых тонов, рабочие столы покрывают стеклом или нитролаком (нитроэмалевой краской).

Стены на высоту двери кабинетов ортопедической стоматологии и основных помещений зуботехнической лаборатории окрашиваются алкидно-стирольными, поливинилацетатными, масляными красками или нитроэмалью, а специальных производственных помещений зуботехнической лаборатории облицовываются глазурованной плиткой или слоистым пластиком. Стены выше панели и потолки окрашиваются масляными, силикатными или клеевыми красками в белый цвет.

Полы в основных помещениях настилают рулонным поливинилхлоридным материалом (винипластом, линолеумом), без щелей, а в производственных помещениях зуботехнической лаборатории покрывают керамическими плитками или полимерцементными мастиками. Пол в стоматологическом отделении не должен иметь щелей, для чего все швы свариваются при помощи специальных горелок или высокочастотной сварки.

Потолки во всех помещениях отделения окрашивают в белый цвет масляными водостойкими красками. Двери и окна во всех помещениях окрашиваются эмалями или масляной краской в белый цвет. Дверная и оконная фурнитура должна быть гладкой, легко поддающейся чистке.

В организациях здравоохранения организуется и соблюдается строгий санитарно-гигиенический режим. Все помещения и оборудование больниц, в соответствии с «Санитарными правилами устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций», должны содержаться в чистоте. Особое значение для поддержания санитарно-гигиенического режима в больнице


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: