1. Взяточничество (ст. 290-291.1 УК РФ).
2. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
3. Халатность (ст. 293 УК РФ).
4. Присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ)
Литература:
1. О системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ № 58 от 27.05.03 г.: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant..
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: ФЗ-79 от 27.07.04 г.: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.
|
|
4. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановление № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.
5. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 года: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.
6. Абдулина, Е.В. Проблемы отграничения получения взятки от получения незаконного денежного вознаграждения лицом, выполняющим профессиональные функции в сфере здравоохранения / Е.В. Абдулина // Закон и право. – 2009. - № 7. – С. 97-98.
7. Алимпиев, С.А. Ответственность за получение взятки в России: исторический, криминологический и уголовно-правовой аспекты: монография / С.А.Алимпиев. – Екатеринбург: УрЮИ МВД РФ, 2010. – 109 с.
8. Бавсун, М. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа или распоряжения / М. Бавсун В. Борков // Уголовное право. – 2010. – № 6. – С. 11-16.
9. Багаутдинов Ф. Провокация граждан к даче взятки // Законность. – 2011. – № 3. – С. 31-35.
10. Басова, Т.Б. Становление понятия должностного лица в советском уголовном законодательстве / Т.Б. Басова, Ф.С. Лешунов, А.Н. Харченко // История государства и права. – 2010. – № 14. – С. 29-32.
|
|
11. Безверхов, А. Должностное бездействие: вопросы истории, теории, законодательной техники / А. Безверхов, К. Сережкина // Уголовное право. – 2010. – № 1. – С. 13-16.
12. Безверхов, А. Оценка изменений уголовного законодательства о служебных нарушениях и практики его применения / А. Безверхов // Уголовное право. – 2010. – № 3. – С. 9-14.
13. Бриллиантов, А. Должностное лицо: административно-хозяйственные функции, выполнение функций по специальному полномочию / А. Бриллиантов, П. Яни // Законность. – 2010. – № 7. – С. 19-23.
14. Бриллиантов, А. Должностное лицо: организационно-распорядительные функции / А. Бриллиантов, П. Яни // Законность. – 2010. – № 6. – С. 10-15.
15. Бриллиантов, А. Должностное лицо: представитель власти / А. Бриллиантов, П. Яни // Законность. – 2010. – № 5. – С. 18-22.
16. Бриллиантов, А.В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица / А.В. Бриллиантов // Российский следователь. – 2010. – № 9. – С. 6-10.
17. Гарбатович, Д. Проблемы квалификации получения взятки в крупном размере / Д. Гарбатович // Уголовное право. – 2010. – № 3. – С. 32-33.
18. Дмитриева, А.А. О критериях эффективности уголовно-правовых норм об ответственности за взяточничество / А.А. Дмитриева // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 5. – С. 92-94.
19. Жук, М. Ответственность иностранных должностных лиц и системное единство институтов уголовного права / М. Жук // Законность. – 2011. – № 1. – С. 44-46.
20. Захарчук, С.Д. Соотношение категорий «государственный служащий» и «сотрудник органов внутренних дел» в аспекте их уголовно-правовой значимости / С.Д. Захарчук // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2011. – № 2. – С. 112-114.
21. Капинус, О. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности / О. Капинус // Уголовное право. – 2011. – № 2. – С. 21-26.
Задания для работы в часы самоподготовки:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Законспектировать п.п. 4,5 списка литературы в рабочих тетрадях
Рекомендации для самостоятельной работы:
При изучении темы необходимо прежде всего четко уяснить общее понятие должностного преступления, понятие должностного лица, государственного и муниципального служащего, их соотношение. Особенное внимание следует уделить признакам должностного лица: административно – хозяйственные и организационно – распорядительные функции.
Кроме того, следует знать, что среди должностных лиц выделяются представители власти и должностные лица в зависимости от характера выполняемых ими функций. При квалификации отдельных преступлений в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления существенное значение имеет степень причиняемого преступлениями вреда: существенный вред, тяжкие последствия. Данные понятия относятся к категории оценочных и их разъяснение можно найти в материалах судебной практики.
Кроме того, важным признаком для некоторых составов рассматриваемой группы является предмет преступления.
Родовой объект – общественные отношения, обеспечивающие государственную власть. Видовым объектом преступлений анализируемой группы, как следует из названия главы 30 Уголовного кодекса, являются общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Для некоторых преступлений рассматриваемой группы обязательным признаком является предмет преступления. Это могут быть бюджетные средства (ст. 285¹), информация (документы, материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287); деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, т.е. взятка (ст. 290, 291); официальные документы (ст. 292), документы (ст. 292.1), паспорт (ст. 292.1).
|
|
Объективная сторона преступлений выражается в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти управления, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ и т.д. Большая часть этих преступлений совершается путем действий, например злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, получение и дача взятки, служебный подлог. Путем бездействия могут быть осуществлены отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, халатность.
Субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений в подавляющем большинстве случаев состоит в умышленной форме вины. Более того, ряд преступлений совершается только с прямым умыслом. По неосторожности совершается лишь халатность, когда должностное лицо не исполняет или исполняет ненадлежащим образом свои обязанности вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Кроме того, существуют преступления с двумя формами вины. Например, превышение должностных полномочий может повлечь за собой тяжкие последствия, к которым со стороны виновного будет неосторожное отношение
Субъект большинства преступлений, включенных в гл. 30 УК, – специальный, за исключением ст. 291 УК РФ («Дача взятки»).
В примечании к ст. 285 законодатель говорит о пяти группах специальных субъектов:
1. должностные лица;
2. лица, занимающие государственные должности Российской Федерации;
3. лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации;
4. государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
5. иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации.
Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
|
|
Вопросы для самоконтроля:
Назовите дефиницию административно – хозяйственных и организационно – распорядительные функций.
Дайте определение должностного лица.
Назовите признаки отграничения ст. 285 и 286 УК РФ.
Темы для докладов и рефератов:
1. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
2. Разграничение получения взятки и подарка.
3. Посредничество во взяточничестве.