Алтарь – жертвенник, возвышение для жертвоприношения. В православной церкви название алтаря присвоено части храма, ограждённой иконостасом. В католической и протестантской церквях алтарём называется стол для совершения евхаристии.
Ваганты – в средневековой Европе – бродячие студенты, школяры и низшие церковные служители. Преследовались официальной церковью за вольнодумство. Известна песенная поэзия вагантов.
Готика – готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.
Иконографический канон – строго установленная система изображения какого-либо сакрального(священного) лица или сюжета Священного писания. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались церковью в виде специальных образцов – подлинников.
Иконостас – алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма. В католической культуре эта традиция не получила развития, а в православной культуре иконостас превратился в подставку для икон.
|
|
Канон – в изобразительном искусстве совокупность художественных приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху.
Куртуазность – изысканная вежливость, любезность, учтивость.
Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест – и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Рыцарская культура – культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета. Рыцаря украшали семь обязательных искусств: верховая езда; фехтование; владение копьем; плавание; охота; игра в шашки; сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.
Язычество – традиционное обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы в различных идолах, в силу чего некоторые авторы считают языческие религии нетеистическими (образец языческого творчества – «Слово о полку Игореве»).
Список литературы
1. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 368 с.
3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.
|
|
5. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
6. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
7. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
8. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.
9. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.
10. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.
11. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-А, 2012. – 144 с.
Вопросы для самопроверки
1. Что означает период средних веков для стран Европы и Востока?
2. Как соотносятся понятия «средневековье» и «феодализм»?
3. Какие факторы обеспечивали своеобразие византийской истории?
4. Какие этапы переживала в своем развитии цивилизация средневековой Европы?
5. С какими факторами был связан кризис христианского мира в XIV-XV вв.?
6. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?
7. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
8. Почему именно города стали центрами средневековой духовной культуры?
9. Как проявились особенности восприятия мира средневековым человеком в романском стиле?
10. Какие основные виды литературы и искусства существовали в средневековой Европе?
СЕМИНАР №5