Тема 7. Революции в России. 1905–1917 гг

Цель и задачи:

Проанализировать революционную эпоху как проявление системного кризиса самодержавной России. Проследить революционные события как непрерывный процесс, изучить его механизм и общность факторов трех революций.

Изучив тему, студент должен знать:

- содержание основных понятий;

- причины, события итоги революций; политические партии и их лидеры;

- основные точки зрения отечественной науки о событиях революционных лет.

Изучив тему, студент должен уметь:

- анализировать причины нарастания революционного движения и его непрерывности;

- классифицировать и анализировать программы, социальный состав, революционную деятельность партий и органов революционной власти;

- формулировать оценки событий, данные представителями различных общественно-политических сил.

Вопросы:

I. Причины, участники, общественно-политических партии, движения и их лидеры, основные события, итоги революций 1905–1907 года, Февральской и Октябрьской.

Методические указания к вопросу I:

Основные понятия:

Революция, «Кровавое воскресение», Булыгинская дума, Всероссийская политическая стачка, Манифест 17 октября 1905 г., Государственная дума, Декабрьское вооружённое восстание, «третьеиюньский государственный переворот», столыпинские «галстуки», политическая партия, РСДРП, большевики, меньшевики, эсэры, кадеты, октябристы, черносотенцы;

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Временное правительство, двоевластие; апрельский и июльский кризисы Временного правительства, корниловский мятеж, Предпарламент;

«большевизация» Советов, Военно-революционный комитет, съезд Советов.

Темы сообщений:

1. Исторический портрет В.И. Ленина (начало жизненного пути, особенности личности, революционно-государственная деятельность) (из списка дополнительной литературы: 1).

2. Судьба Николая II и его семьи в 1917–1918 гг. (из списка дополнительной литературы: 8, 9).

3. Точки зрения о событиях 1917 года (из списка дополнительной литературы: 1, 3, 4, 7).

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные этапы первой русской революции.

2. Какой тип правления был установлен в России в ходе реализации Манифеста 17 октября 1905 года?

3. Изложите основные точки зрения об итогах революции 1905–1907 гг.

4. Какова роль депутатов Государственной Думы в февральских событиях?

5. Каковы последствия «демократизации» воюющей русской армии?

6. Определите характер и назовите итоги Февральской революции.

7. Перечислите события, свидетельствующие о постепенном усилении партии большевиков в Петрограде осенью 1917 года.

8. Какие политические партии и социальные группы поддерживали большевиков в стремлении прийти к власти?

9. Назовите лидеров РСДРП(б) в период подготовки и проведения вооружённого восстания в Петрограде.

Основная литература:

1. История России с древнейших времён до конца XVIII века / А.П. Новосельцев и др. – М., 2000.

2. История России XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М. 2000. Гл. 1. § 2–6; Гл. 2. § 6; Гл. 3. § 1–3

3. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 28, 31

4. Новейшая история России. 1914–2005: / Под ред. М.В. Ходякова. – М., 2007. Гл. 2. С. 47–76

Дополнительная литература:

1. Айратов О. Затишье перед организованной бурей: Что творилось в России в начале 1916-го // Родина. 2007. № 2. С. 10–15.

2. Бондарев В. Ленин в 2009 году // Родина. 2009. № 3. С. 45–47.

3. Бондарев В. Нет у революции конца? Русский транзит из империи в империю // Родина. 2007. № 2. С. 16–19.

4. Волков В. Красный семнадцатый год // Родина. 2007. № 2. С. 20–23.

5. Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 г. в Петрограде // ВИ. 1998. №. 7.

6. Иванов А. Уездная революция (Февральские события в Тамбовской губернии) // Родина. 2009. № 12. С. 133–136.

7. Миронов Б. Униженные и оскорблённые «Кризис самодержавия» – миф, придуманный большевиками // Родина. 2006. № 1. С. 12–17.

8. Омельянчук И.В. Крестьянский вопрос в программах консерваторов – монархических партий России (1905–1914 гг.) // ВИ. 2006. № 7.

9. Охота на венценосца (Беседа корреспондента журнала «Родина» Л.А. Аннинского со старшим прокурором Генеральной прокуратуры В.Н. Соловьёвым о судьбе Николая II и его семьи после февраля 1917 г.) // Родина. 2005. № 1. С. 60–68, № 2.С.24–33.

10. Соловьёв В. Краплёные карты // Родина. 2006. № 3. С. 47–51 (об убийстве царской семьи).

11. Сухова О. Бунт и покорность. Общественная психология великороссов в революции 1905–07 гг. // Родина. 2006. № 7. С. 65–69.

13. Фельдман М.А. Промышленные рабочие России в начале XX в. // ВИ. 2006. № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: