Глава 3. 3.2 Принципы реновации общественных площадей

3.2 Принципы реновации общественных площадей

Реализация первого принципа – расширение объема "центральных” функций – может быть обеспеченная за счет вытеснения нецентральных функций, так называемая "скрытая реконструкция”, когда происходит изменение функционального зонирования территории центра без существенного преобразования объемно-планировочных параметров застройки. Например, сохранение промышленных предприятий в центре города становится экономически невыгодным (потому что приводит к осложнению его развития и модернизации, перегрузка уличной сети грузовым транспортом), поэтому на перспективу целесообразное их преобразование на временное жилье, отеле и т.п.

Принцип выборочной реконструкции должен реализовываться через комплексный подход к проблеме реконструкции. Это позволит обеспечить увеличение емкости ОЦ, в т.ч. и за счет подземного пространства (автостоянки, транспортные сооружения, объекты КПО). Существуют примеры наполнения подземного пространства: кинотеатры, выставочные залы, рестораны, складские помещения,заведения торговли. При выборочной реконструкции важно достичь художественной связи старого и нового центров, их целостности.

Принцип целостности присущий для градостроительных объектов, в которых каждый элемент отображает часть качеств целого, обеспечивает "узнавание” района или города. Реализация этого принципа обеспечивается:

1) выбором градостроительной идеи-определенного пространственного построения ОЦ: эспланада (осёвое открытое пространство), система площадей вдоль магистрали, вокруг центральной площади);

2) согласованием масштабности старого и нового ОЦ за счет пластики фасадов и поверхности земли, насыщенности малыми архитектурными формами.

3.2 Принципы реновации территорий рынков

Современные тенденции, приемы пространственно-функциональной и транспортной организации, а также механизмы регулирования развития торговых зон и городского центра позволили определить общие принципы формирования торгово-коммерческих зон и городского центра в целом:

- принцип пространственного и функционального разнообразия -наличие широкого спектра приемов пространственно-функциональной организации торговых пространств;

- принцип структурированности - структурирование пространства зоны по функциональным и пространственным признакам;

- принцип транспортной обеспеченности - развитие в границах зоны обслуживания общественным транспортом;

- принцип интеграции - формирование торговой функции как ведущей и внедрение широкого спектра «пешеходно-ориентированных» функций в зонах наибольшего посещения; принцип социальной ориентированности и инвестиционной привлекательности - ориентация на социальные мотивации потребителей и формирование экономико-правовой основы для регулирования процессов, происходящих на территориях торгово-коммерческих зон.

3.3 Экологическая реновация общественных центров городов

Современный этап развития человеческой цивилизации, связанный с переходом к стратегии устойчивого развития, предусматривает существенное повышение значимости экологических факторов при формировании и развитии городов.

“Экологизация” мировоззрения архитекторов и градостроителей согласуется с парадигмой общественного развития. Экологический императив в градостроительстве (от лат. imperativus — повелительный) — обязательность учета экологических ограничений и соблюдения принципов экологического развития, направленного на сохранение и обогащение ресурсов жизненной среды.

Экологическая реновация (от лат. renovatio — обновление) — это совершенствование, улучшение городской среды, основанное на экологическом мышлении, рассматривающем общество и природу в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.

Востребованность ландшафтного дизайна определяется соображениями гуманизации городской среды, повышением уровня требований к ее комфортности, а в конечном счете, напрямую связано с сокращением влияния факторов, отрицательно воздействующих на состояние здоровья человека. Для жизнедеятельности человека нужна не просто сохраненная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным нуждам общества.

Закономерные процессы обновления городской среды наиболее активно проявляются в общественных центрах, являющихся фокусами градостроительного развития.

Современные тенденции формирования и развития общественных центров городов. Высокая градостроительная значимость территорий общественных центров, уникальная, как правило, застройка определяют повышенные требования к качественным характеристикам их среды. Характерными тенденциями формирования, преобразования и развития общественных центров городов, имеющими экологическую направленность, являются следующие.

Освоение подземного пространства. Использование подземного пространства для размещения объектов общественного назначения является одновременно способом увеличения емкости общественных центров и возможностью увеличения их озелененности за счет озеленения крыш. Современные общественные центры имеют обычно от 3 до 5 подземных уровней, над которыми размещаются открытые озелененные пространства в уровне земли. Характерными примерами такого подхода могут служить Форум Центрального рынка в Париже, Кэнэри Верфь в Лондоне и ряд других.

Создание бестранспортных зон. Общественные центры — наиболее посещаемые территории городов. Это не только места предоставления услуг, но и работы значительной части горожан. Через них проходят большие пассажиро- и грузопотоки. Насыщенность общественных центров транспортом, являющимся основным источником химического и шумового загрязнения городской среды, ставит задачу нейтрализации или хотя бы уменьшения его негативного воздействия.

Достаточно эффективный способ — пространственное разделение транспортных и пешеходных зон. Оно осуществляется по горизонтали или по вертикали. Вертикальное разделение транспорта и пешеходов более эффективно, так как позволяет при размещении транспортных коммуникаций и автостоянок под землей увеличить площадь открытых озелененных пространств в уровне земли.

Создание обширных пространств с искусственным микроклиматом. В условиях высокой загрязненности городской среды все большее распространение получают общественные центры и комплексы “под крышей” с искусственным микроклиматом. Наряду с большим разнообразием предоставляемых услуг (специализированные и универсальные магазины, кафе и рестораны, кинотеатры, салоны красоты, отделения банков и многое другое) посетителей привлекает климатический комфорт (прохлада в жаркую погоду и тепло в холодную).

Подчеркнутая геометризация ландшафтных форм. В урбанизированной среде общественных центров широко применяется прием использования подчеркнуто искусственных, геометризированных ландшафтных форм.

Естественная природа воспринимается как достаточно чужеродный элемент в современной городской среде. В большей степени с ней композиционно и психологически согласуются геометризированные ландшафтные формы — геометрически правильно посаженные ряды однотипных деревьев, холмы-конусы и т.п.

Имитация природы вместо ее присутствия. Эффект присутствия природы в городах создается и декоративными средствами, например пространственная композиция “Облако” в пролете Большой арки общественно-делового центра “Дефанс” в Париже.

Средства экологической реновации торговых площадей городов. Экологическая реновация общественных центров направлена на повышение их общественной значимости, создание экологически безопасных и комфортных условий пребывания горожан. В зависимости от особенностей градостроительных и ландшафтных условий целесообразно применение разных методов.

Использование особенностей местоположения. Близость общественных центров к паркам и другим озелененным территориям большой площади, рекам, озерам, водохранилищам, удаленность от источников интенсивного загрязнения создают предпосылки для формирования экологически благоприятной городской среды. Пространственное раскрытие на озелененные территории и акватории не только эстетически обогащает, но и улучшает ее микроклиматические характеристики.

Формируя застройку предприятий торговли, важно эффективно использовать особенности местоположения: обеспечивать проветривание территории, но без эффекта “аэродинамической трубы”; иметь как инсолируемые, так и защищенные от солнца пространства. Между общественными центрами и близрасположенными озелененными территориями целесообразно создание “зеленых коридоров”.

Транспорт одинаково необходим и вреден для общественных центров как основной источник химического и шумового загрязнения городской среды. Способом разрешения этого противоречия является пространственное разделение транспортных и пешеходных зон.

Наряду с традиционными возможны и нестандартные подходы. Оригинальное решение изоляции транспорта от пешеходов было предложено в конкурсном проекте реконструкции площади Независимости в Минске (архит. А. Соболевский, А. Гавриков, В. Плюснин, А.А. Константинович). Полосы движения автотранспорта заключены в прозрачные трубы, из которых загазованный воздух отсасывается и очищается.

Многоуровневое озеленение предполагает наряду с традиционным размещением зеленых насаждений в уровне земли создание озелененных крыш, террас, вертикальное озеленение стен. Например, озелененные арки Форума Центрального рынка в Париже, зеленые террасы в центре Лугано (Швейцария), покрытые газоном стены спортивной арены Берси в Париже.

Повысить озелененность общественных центров при дефиците территориальных ресурсов можно за счет использования всех свободных участков — пешеходных платформ, эстакад, террас, откосов, участков искусственного рельефа, расположенных выше или ниже естественной поверхности земли; небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам; вертикального озеленения стен, технических сооружений, применения выносного контейнерного озеленения и т.п.

Важное значение имеет грамотно подобранный ассортимент растений с учетом климатических условий района и участка, архитектурно-планировочной ситуации, избирательной устойчивости различных пород растительности к факторам среды. Например, к повышенной загазованности устойчивы: липа мелколистная, клен серебристый, вишня обыкновенная, ясень обыкновенный, к пониженным температурам — осина, ель обыкновенная, береза пушистая, к ограниченной солнечной инсоляции — липа мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ель и др. Иногда предъявляются повышенные требования к быстроте роста деревьев, их ветрозащитной или шумозащитной способности.

Для вертикального озеленения стен могут использоваться вьющиеся растения, отдельные виды которых достигают по высоте 15–20 м (виноград девичий, трехконечный, пятилисточковый, настоящий, амурский, актинидия крупная, глициния китайская, древогубец, карказон маньчжурский и др.).

Растения, высаживаемые на крышах, находятся в условиях, резко отличающихся от обычных. Поэтому они должны быть защищены от вымерзания, избыточной инсоляции, сухости воздуха, резких ветров. Им необходим регулярный полив и хорошо дренированный растительный грунт достаточной толщины (30–50 см) и определенного состава. Наиболее пригодны для озеленения крыш декоративные растения, произрастающие в высокогорных условиях.

Водное благоустройство способствует снижению запыленности воздуха, улучшению микроклиматических характеристик среды. При экологической реновации общественных центров городов целесообразно применение фонтанов, водопадов, каскадов, разбрызгивающих устройств, которые создают оптимизирующий эффект. Водные устройства обладают высокой декоративностью и разнообразием композиционно-пространственных решений. Водная растительность позволяет повысить озелененность общественных центров.

Создание мини-садов. Экологический эффект от малых озелененных пространств минимален, в то же время они выполняют важную психологическую роль, имитируя присутствие природы в общественных центрах. Локальные озелененные пространства могут размещаться на открытом воздухе и под крышей. При их создании эффективно использование контейнерного озеленения, которое может легко заменяться.

Экологическая реновация как метод обновления городской среды становится одним из приоритетных направлений преобразования и развития городов в современных условиях. Многообразие общественных центров и комплексов, градостроительных и ландшафтных условий, в которых они размещаются, предопределяет и многообразие приемов экологической реновации — от традиционного озеленения до создания пространств с искусственным микроклиматом, от освоения подземного пространства до создания пешеходных зон.

Применение ландшафтного дизайна в качестве средства регулирования экологической ситуации в городской среде подчиняется ряду перечисленных принципов. Один из них – принцип максимального соответствия средств ландшафтного дизайна функции пространства – обеспечивает переход к устойчивому развитию городской территории конкретного назначения. Следование этому принципу позволяет избежать необходимость проведения периодической реконструкции фрагментов городской среды, размещение и свойства которых противоречат основной функции территории.

К числу не менее важных установок относится содействие наиболее эффективному использованию природных ресурсов (воды, почвы, растительности) Среди проявлений данного принципа целесообразно отметить сбор и использование дождевой воды с твердых покрытий, а также обеспечение регулируемого стока воды через решетчатые и «разреженные» покрытия с поддержанием естественного роста растительности на максимально возможной поверхности. Практика современного ландшафтного дизайна в развитых странах демонстрирует дополнительные возможности многократного использования собираемой дождевой воды в организации каскадных устройств с рециркуляцией и частичной очистки.

В условиях современного города, возникает следующий принцип ландшафтного дизайна – минимизация затрат на последующее содержание городского ландшафта. Это может проявляться в сокращении площадей с цветочными покрытиями, предполагающими постоянное поддержание, и в преимущественном использовании свободно растущих травяных газонов, кустарников и деревьев.

Среди принципов использования ландшафтного дизайна, непосредственно отражающихся на экологической устойчивости среды, риоритетность природных материалов над искусственными в оформлении городских пространств.

Одним из результатов постоянного роста города является неуклонное увеличение площади, занятой асфальтом или сетью инженерных коммуникаций. Экспансия транспортных пространств превращает значительную часть городских территорий асфальтированные или неблагоустроенные автостоянки без компонентов живой природы. В результате увеличения площади непроницаемой асфальтной поверхности, нарушается характер стока поверхностных вод: дождевая вода не попадает в землю, а отводится в ливневую канализацию. При существенной необходимости расширения площадей с твердым покрытием, задачей ландшафтного дизайна становится поиск разумного компромисса между устройством сплошного и «прозрачного», проницаемого для воды покрытия.

Вопрос заключается не только в необходимости сохранения фрагментов природного ландшафта, включаемых в планировочную ткань города, но также и создание развитой системы мозаичных озелененных участков, разбивающих асфальтированные поверхности городских улиц и площадей, селитебных, промышленных и транспортных территорий.

Дискомфортность части городских открытых пространств определяется нарушением в них оптимального ветрового режима. Напротив для городских территорий, подверженных воздействию промышленных выбросов, отсутствие эффективной системы сообщающихся открытых пространств становится источником экологических проблем. Размещение высокой растительности с учетом обеспечения «необходимого «защитного» эффекта или создания ветрового коридора», составляет один из аспектов ландшафтного дизайна.

Обострение экологических проблем крупного города в условиях современного несбалансированного развития делает целесообразным рассмотрение новой модели достижения более устойчивого состояния отдельных фрагментов городской структуры на основе создания средствами ландшафтного дизайна и архитектуры компенсирующих элементов искусственной природы вблизи источников экологической напряженности.

Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам городских пространств, обеспечение которых составляет одну из целей ландшафтного проектирования. Специфичность сочетания характерных природных форм может обеспечить индивидуальность каждого фрагмента городской среды, выступая в качестве средства преодоления безликости многих городских пространств, в которых материал живой природы присутствует, но не приводит к их узнаваемости.

Противопоставление «безликой», «холодной» среде выразительного городского пространства за счет функционально осмысленного и композиционно оформленного включения элементов искусственной природы позволяет преодолеть фактор отчужденности человека от природы в городе, снять ощущение определенной враждебности городской среды.

Ландшафтное благоустройство открытых пространств имеет особый смысл в условиях заметного социального расслоения. Традиционные функции организации отдыха для менее обеспеченных социальных слоев определяют необходимость поиска компромиссного решения, при котором минимальными средствами должна быть создана среда, отвечающая потребностям в рекреации значительных по численности групп населения.

Вернуть человеку, живущему в крупном городе, возможность полноценного контакта с природой, означает отказаться от многих стереотипов в организации архитектурно-пространственной среды, основанных на жестком разграничении ее природных и искусственных компонентов.

Рассмотрение ландшафтного дизайна в качестве средства предотвращения дальнейшей деградации городской среды связывается, в первую очередь, с преодолением таких ее недостатков, как функциональная неупорядоченность и эстетическая невыразительность путем рационального использования возможностей природных компонентов.

Анализируя качества фрагментов городской среды, предназначенных для осуществления определенных функций, становится очевидно, что неупорядоченность границ между пешеходными транспортными пространствами, недостаточная структурная разработка пешеходных связей, отсутствие достаточно широкого выбора мест общения и мест и обслуживания, дефицит оборудованных пространств для игр детей значительно осложняют человеку взаимодействие с такой жизненной средой.

Присущие городской среде обслуживающая, коммуникативная и общественно-культурная функции реализуются в поведении людей в зависимости от соответствия качеств пространства общественным потребностям. Поэтому использование средств ландшафтного дизайна приобретает дополнительный смысл для «регулирования» тех качеств городской среды, которые способствуют созданию условий для нормального передвижения и общения людей, получении ими услуг и информации; осуществления досуговой деятельности и творчества.

Стремление к стабилизации средовых процессов позволяет рассматривать компоненты природы (рельеф, растительность, вода) в качестве средств преобразования городских пространств, подчинять функциональной ориентации поведения человека. В связи с этим обеспечение градации качеств пространств (статичные – динамичные, открытые - закрытые), равно как достижение разнообразия их конфигурации (линейные, компактные), становятся содержанием ландшафтного дизайна окружающей среды, ориентированной на предоставление выбора в поведении людей с различными индивидуальными потребностями.

Анализируя характерные особенности поведения жителей города, относимые исследователями к «психологическим последствиям» урбанизации, можно отметить необходимость миниатюризации пространств как способ к возвращению «контактности» среды, расширения возможности для общения.

Процесс городского развития связан с постоянным совершенствованием системы открытых пространств, в которых наиболее актуальным становится создание непрерывной инфраструктуры пешеходных связей, отвечающей целевому, транзитному или рекреационному характеру использования территории. В связи с этим применение ландшафтного дизайна определяется содержанием основных функций и их пространственным распределением, т.е. подчиняется одному преобладающему вектору движения пешеходов или нескольким векторам с разнообразной направленностью (городские площади).

Выводы по главе 3

- торговые площади и рынки в городах занимают ведущую роль в формировании системы общегородского центра и являются наиболее развитыми элементами в количестве и широте диапазона предоставляемых услуг, ориентированными на массовое посещение;

- торговая площадь общественного центра города формируется как относительно самостоятельный комплекс с высокой интенсивностью использования территории, подчиненный общей архитектурно-планировочной, композиции общегородского центра;

- основополагающую роль в формировании крупных торговых площадей в центрах городов играют узлы и зоны концентрации транспортных потоков, особенно общественного транспорта. Транспортная обеспеченность зон концентрации торговли и объектов обслуживания, определяемая нормативными параметрами пешеходной доступности до остановок общественного транспорта, формирует зону обслуживания общественным транспортом, а при условии непрерывности - зону «покрытия», которая имеет свои границы, обеспечивает комфортное передвижение людей и является оптимальной для размещения объектов обслуживания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.dezeen.com/2012/11/23/casablanca-sustainable-market-square-by-tomdavid-architecten/

2. Зинчук Г.М. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3 – С. 101-103

1. Методические рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах. (Одобрены письмом Госстроя России от 6 марта 1997 г. № 2-13/60).

2. Шауфлер В.Г. Городские центры, розничная торговля, «правое» и «левое» в городе / В.Г. Шауфлер //Архитектон. Известия вузов.– 2011. – №33. – Режим доступа:https://archvuz.ru/numbers/2011_1/014

3. Zentrenkonzept des Bezirkes Pankov von Berlin Abteilung Stadtentwicklung. Dezember, 2005.

4. Stadt Hameln. Der Oberburgermeister. Markte- und Zentrenkonzept 2005 (Forschreibung von 1997). Fachbereich Planen und Bauen, Abteilung Stadtentwicklung und Planung. Hamelen Shriften zur Stadtenwicklung Heft.7 Mai, 2005.

5. Markte- und Zentrenkonzept fur den Einzelhandel und Ladenhandwerk sowie ausgewahlte Komplimentarnutzurngen im Oberzentrum Heilbronn. GMA, 2006.

6. Stefan Kruse, Andrée Lorenzen. Kommunales Zentren- und Nahversorgungskonzept für die Freie Hansestadt Bremen. Dortmund, 2009.

7. Шауфлер В.Г. Розничная торговля и инфраструктура городских центров. Обзор западноевропейского опыта / В.Г. Шауфлер //Жилищное строительство. – 2006. – №6.

8. Леви М. Основы розничной торговли / М. Леви. – СПб.: Питер, 1992. – С. 172.

9. Зырянов, А. В. Принципы размещения предприятий розничной торговли [Электронный ресурс] / А. В. Зырянов // Elitarium.ru: центр дистанционного образования.- 2009.– 29 декабря.– URL: https://www.elitarium.ru/2009/12/29/principy_razmeshhenija.html (дата обращения 11.05.2011).

https://www.ecobyt.ru/article/261111/128/

https://www.etoday.ru/2012/12/rynok-v-kasablanke.php

https://www.arhinovosti.ru/2010/03/18/dizajjn-vremennogo-rynka-nieto-sobeyano-arkitektos-nieto-sobejano-arquitectos-madrid-ispaniya/

https://www.novate.ru/blogs/110714/26953/

32. Кудрявцев O.K. Городские транспортные коммуникации Текст. / O.K. Кудрявцев. М.: Знание, 1981. - 64 е.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рис.1 Супермаркет (NL Architects)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис.2 Ультрасовременный стиль для купола на рыночной площади Касабланки (Марокко) воплотили в своем проекте Майкл Лэйбори (Michael Labory) и Бертран Шиппэн (Bertrand Schippan). Символизм идеи в единстве вековых традиций восточного базара и передовых технологий.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рис. 3 Рыночная площадь в Марокко

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рис.4 Elevated Market и Culinary School – проект нового разноцелевого ресторанного комплекса в Париже (Франция)

Для всех рынков характерны следующие черты:

• Широкий ассортимент товаров

• Высокая доля производителей

• Товары сильно отличаются по цене и качеству

• Отсутствие фиксированной цены

• Уникальность товара

• Оптовые предложения

Принимая решение о строительстве рынка, важную роль играет анализ местоположения. Как показывает практика наиболее успешными крытые рынки будут в следующих местах:

• в самом центре города, где рыночный комплекс будет играть роль главного рынка города;

• в спальном районе, где он будет ориентирован на жителей данной территории;

• за городом, где целевой аудиторией будут все жители города, а также близлежащих мелких населенных пунктов;

Анализ местоположения позволит выявить сильные и слабые стороны участка, что обязательно необходимо учитывать при разработке концепции крытого рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: