Если говорить о проблеме свободы, то свободу следует понимать как способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами.
Проблема свободы человека традиционно сводится к вопросу о том, насколько человек обладает свободой воли (обусловлены или нет его поступки и намерения внешними обстоятельствами).
В метафизике XVII - XVIII веков традиционным было противопоставление свободы и необходимости. (Г. Гоббс, П. Гольбах, Ж. Ламетри, П. Лаплас, Е. Дюринг и др.). Кант истолковывал их как антиномии сознания.
Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков. Фатализм рассматривает их как предопределенные. Марксизм рассматривает диалектическое взаимодействие свободы и необходимости и дает определение свободы как действия, опирающегося на «познание необходимости».
Можно говорить о разных сторонах свободы человека - политической, экономической и т.п.
Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует.