Влияние состояния умов граждан на политическую жизнь было замечено еще в древности. Термин «политическая культура» был впервые использован в XVIII в. немецким филосо- фом-просветителем И.Г. Гердером (1744—1803).
В политической науке понятие «политическая культура» закрепилось благодаря американскому ученому Г. Алмонду, который, исследуя взаимосвязь между структурами и процессами в политической системе, выделил два ее уровня: институциональный (характеризующий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). Это позволило ему определить политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику политической системы и являющийся проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики. Иными словами, политическая культура, по Алмонду, - это совокупность политических ориентации в отношении компонентов политической системы. В качестве объектов политических ориентации граждан выступают правительство, режим и политическое сообщество.
• Правительство включает должностных лиц, работа которых связана с принятием решений, касающихся всего общества.
• Режим представляет собой правила политической игры, которые определяют характер политических ролей, условия легитимности власти, а также ожидания граждан в отношении политики.
• Политическое сообщество как объект политических ориентации определяет склонность индивида отождествлять себя с определенной политической системой, которая сродни чувству национальной идентичности.
Политическая культура является сложным социально-политическим феноменом. Кроме того, политическая культура любого, даже самого консервативного общества претерпевает со временем неизбежные, порой радикальные, качественные изменения. В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия».
В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентаций: когнитивые (познавательные), аффективные (эмоциональные) и оценочные.
• Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассудочный характер. Это истинные или ложные сведения о политических лидерах, событиях и явлениях.
• Эмоциональные (аффективные) — это чувства, привязанности в отношении политических объектов.
• Оценочные ориентации — это суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах.
Функциями политической культуры являются:
1. Идентификация. Обеспечивает реализацию потребности человека в отождествлении себя с определенной социальной группой, общностью.
2. Ориентация — направление политической активности человека в соответствии с его пониманием своих интересов и возможностей в политике.
3. Адаптация — приспособление к требованиям социально-экономических условий.
4. Социализация — формирование в человеке гражданских качеств.
5. Интеграция — объединение граждан вокруг фундаментальных ценностей общества.
6. Коммуникация — обеспечение эффективного общения субъектов политики.
Национальные черты политической культуры обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (лат. тепа — ум, образ мыслей, душевный склад) - мышление, образ мыслей, душевный склад. Это специфические черты общественного сознания и комплекс образцов социального действия, регулирующих поведение народа, складывающиеся под действием традиций, внешней природной среды обитания человека, социальных структур и др. факторов.






