заключение

В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личнос­ти. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обна­руживается, что строители — это не только «кадры», «ра­ботники», но и люди. И от индивидуальных действий и поступков этих людей зависит как их собственная неповто­римая судьба, так и судьба всего человечества.

Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек?», «как рождается личность?», «в чем смысл жизни?» перестают восприниматься как абстрак­ция или игра бездельного ума. Общественная психоло­гия, которая, по меткому выражению писателя Сергея Залыгина, в застойные периоды общества ведет подполь­ный образ жизни, начинает вырываться на поверхность. Она спешит осознать пережитое и задает вопросы, от которых уже никуда не уйти. Какова цена раскола между идеалом и реальностью? Как перейти от покаяния — к действию? Где искать избавление от горьких плодов пре­ступности и наркомании? Когда падет в обществе авто­ритет власти и придет власть авторитета? Все эти и многие другие вопросы вновь начали обсуждать политики, пи­сатели, социологи, историки.

Лишь психологи, когда речь заходит о драмах личнос­ти и общества, чаще всего хранят молчание. Молчание психологов имеет свое объяснение, но не имеет своего оправдания. Объяснить это молчание можно, вспомнив строки Л.С.Выготского, оказавшиеся пророческими: «Ов­ладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и са­мим обществом»[132].

Действительно, психология лишь тогда сможет овла­деть правдой о личности, когда само общество захочет услышать и принять эту правду. В том же обществе, где у человека был «вместо сердца пламенный мотор», психо­логия вынуждена заниматься «частичными» объектами (ощущениями, восприятием, памятью, эмоциями и т.п.), собирать личность из отдельных психических функций, а не историей развития человека в природе и обществе. Наше общество начинается меняться. Правда об обществе дела­ет свое дело, заставляя колеблющуюся стрелку барометра общественного интереса сдвигаться к интересам личнос­ти. В этой ситуации все настойчивее проступает подлин­ный либеральный интерес к исследованиям психологии и социологии развития человека.

Перефразируя высказывание П.П.Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведе­ния, необходимо сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся лично­сти в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе системного историко-эволюционного деятельностного подхода к изучению развития личности, представ­ленного в данном учебнике.

При анализе проблем развития личности с позиций историко-эволюционного деятельностного подхода осо­бенно ощутимо осознается то, что линии исследования развития человека в эволюции природы (биогенез), исто­рии общества (социогенез) и жизненного пути индиви­дуальности (персоногенез) до сих пор представляют собой как бы три непересекающиеся прямые. Поэтому какие бы проблемы развития личности ни обсуждались в учебнике, приоритет всегда отдавался вопросам, решение которых позволяет наметить точки перекреста линий биогенеза, социогенеза и персоногенеза человека. К числу такого рода вопросов относятся, например, вопросы о роли «рассеивающего отбора» в эволюции индивидуальных свойств человека, об эволюционном смысле неадаптивных дей ствий шутов и еретиков в истории культуры, о феномене «психологического симбиоза» и о содействии как исход­ной клеточке анализа развития личности, о специфики личностного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях и т.п. При выделении подобных вопросах основной акцент делался скорее на необходимости самой их поста­новки в психологии личности, чем на изложении какого-либо завершенного варианта их решения.

Если будущие поколения психологов, взявшись за раз­работку вопросов развития изменяющейся личности в. изменяющемся мире, создадут реальную историческую-психологию, то они не только помогут обществу овладеть-правдой о личности, но и помогут самой личности овла-деть правдой об обществе, стать свободно действующим, отстаивающим свою индивидуальность и отвечающим за свои действия человеком.

квалификационная характеристика специалиста по специализации «Психология личности»

I. Сферы деятельности:

> частная жизнь личности;

> семья;

> этническая, религиозная, политическая и профессио­нальная социализация человека;

> социальная работа;

> средства массовой информации;

> социальная политика (социальная защита, здравоох­ранение, культура, спорт, общее образование);

> профессиональное образование, наука и промышлен­ность;

> безопасность (оборона, информационная безопасность, экологическая безопасность, судопроизводство, наци­ональная безопасность);

> управление;

> государственная служба.

II. Виды деятельности — постановка и решение задач оцени­вания, исследования, воздействия, прогнозирования и проек­тирования поведения личности, а также задач подготовки профессиональных психологических кадров, способных выполнять исследовательскую и практическую деятель­ность в сферах самореализации и социализации личности в частной жизни, обществе и государстве.

III. Профессиональные знания:

> фундаментальные знания о закономерностях порож­дения, функционирования, нормального и аномаль­ного развития личности в природе, обществе, государстве и индивидуальном жизненном пути чело­века, обеспечивающие разработку подходов к прогно­зированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе — в этнических общностях), индивидуальному и групповому консульти­рованию, экспертизе процессов принятия решения в проблемных ситуациях, целенаправленному формиро­ванию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компен­сации и коррекции отклонений в развитии личности;

> эти знания обеспечиваются такими базовыми дисцип­линами и курсами как общая и дифференциальная пси­хология личности, дифференциальная психофизиология, этология человека, психогенетика, клиническая психо­логия, психология общения, психология сознания и бес­сознательного, психология установки, психология нормального и аномального развития личности, мето­дологические основы психологии личности, теории лич­ности в современной психологии, социальная антропология, этнопсихология, экзистенциальная пси­хология, основы психосоматики, психодиагностика ин­дивидуальности, психосемантика, психолингвистика, психология переживаний, психология самосознания, психология волевой регуляции поведения личности, пси­хология альтруизма, психология межэтнической напря­женности, основы психологической аттестации и экспертизы, теория и практика психоанализа, теория и практика психологической коррекции личности, теория и практика личностного консультирования, теория и практика психологического воздействия, теория и практика психотерапевтического диалога, поведенчес­кий анализ повседневных проблем, статистика в дифференциальной психологии, основы нейро-лингвистического программирования, диагностика и тренинг толерантности, компьютерная психодиагности­ка, методы исследования измененных состояний созна­ния, методы психофизиологической диагностики, методы исследования массовой коммуникации, психо­технические основы саморазвития личности.

IV. Профессиональные умения — набор средств профессио­нальной деятельности специалиста по психологии лич­ности включает следующие базовые процедуры — анализа, оценивания, исследования, моделирования, консульти­рования, экспертизы, профилактики, прогнозирования и проектирования развития личности: > базовые процедуры анализа — феноменологический анализ, психоанализ, экзистенциональный (смысло­вой) анализ, динамический (топологический) анализ, историко-генетический анализ, культурологический анализ, поведенческий анализ, когнитивный анализ, психосемантический анализ, трансактный анализ;

> базовые процедуры оценивания — общая и дифферен­циальная психодиагностика личности, психофизиоло­гические и психогенетические методы диагностики индивидуальных различий человека, шкалирование, индивидуальное (личностное) консультирование, бе­седа, наблюдение; экспертиза различных психо­технических практик, гуманистическая экспертиза управленческих решений;

> базовые процедуры моделирования — эксперимент, имитационное моделирование, моделирование в сфе­ре системной динамики, конструирование на основе художественных и биографических текстов;

> базовые процедуры воздействия — психоаналитические техники, гештальт-техники, мотивационные техники (мотивационный тренинг), смысловые (логотерапев-тические) техники, поведенческие (бихевиоральные) техники, психодраматические техники, различные тре-нинги саморегуляции и личностного роста.

V. Занимаемые должности:

> сфера науки: научные сотрудники разных категорий;

> сфера управления и промышленности: психолог, глав­ный психолог, консультант, советник, эксперт, ме­неджер, системный аналитик;

> сфера образования: преподаватель психологии; педа­гог-психолог;

> сфера социальной работы: консультант, эксперт, со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-эксперт;

> сфера безопасности и государственной службы: пси­холог, главный психолог, советник, системный ана­литик, психолог-консультант, психолог-эксперт.

Содержание

«Психология личности» десять лет спустя (предисловие ко второму изданию)......................................... 3

Предисловие......................................................................24

Раздел I. Уровни методологии науки и проблема

личности глава 1. От феноменологии личности —

К УРОВНЯМ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ...................................31

Особенности познавательной ситуации изучения личности........................................................................ 31

Многомерность феноменологии личности...................... 34

глава 2. проблема человека в философское картине мира...............................................................50

Функции философской методологии и

человекознание.................................................................. 50

Бытие человека в мире — исходный пункт философской концепции человека............................... 61

глава 3. системный историко-эволюционный подход к изучению человека..................................... 70

Общая характеристика уровня системной методологии науки........................................................ 70

Человек и его место в различных системах.......................... 75

Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека................................................... 87

Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека..................................................... 96

глава 4. принципы деятельностного подхода — конкретно-научной методологии изучения человека в психологии.............................. 111

Категория деятельности в психологии личности.......... 111

Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека................................................. 114

Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека............................... 122

Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека................................................. 128

Интериоризация/экстериоризаиия как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта................................................... 134

Опосредствование и сигнификация как механизмы

овладения и саморегуляции поведения человека........ 139

Принцип зависимости психического образа от места

отражаемого объекта в структуре деятельности человека. 144 Принцип психологического анализа «по единицам»

как оппозиция принципу анализа «по элементам».... 147

глава 5. движущие силы и условия развития личности............................................................... 158

Среда, наследственность и развитие личности.............. 158

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности................................. 167

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — предпосылки и основание развития личности.......................................... 178

Раздел П. Человек как индивид: биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 6. Роль индивидных свойств человека в развитии личности............................................... 201

Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми.......................................... 201

Организация личности и индивидные свойства человека........................................................................ 208

Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности.................................... 220

глава 7. органические побуждения индивида и их ВЛИЯНИЕ НА СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ личности................................................................. 233

«Потребности нужды» и «потребности роста................ 233

глава 8. проблемы исследования индивидно-ТИПИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА................................. 240

Конституционные типологии темперамента и характер личности.......................................................... 242

Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий............ 252

глава 9. развитие возрастно-половых свойств

ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ....... 264

«Биологический» возраст и периодизация развития индивида.................................................................. 266

Психология половых различий........................................ 276

Раздел III. Человек как личность: социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 10. социально-исторический образ жизни — источник развития личности............. 291

глава 11. социотипическое поведение личности в истории культуры................................. 297

Социотипическое поведение личности и его надсознательные проявления. Национальный и социальный характер..................................................... 299

Социогенетические истоки развития личности.............. 304

Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности...................................................... 313

глава 12. Уровни межличностных отношений и ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 319

Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы».......................................................... 319

Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений......................................... 321

Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя............................................................. 327

глава 13. содействие — основа социализации личности...................................................... 329

Феномен «психологического симбиоза»........................ 331

От содействия — к самоконтролю поведения личности......................................................................... 333

Три грани социализации личности.................................. 335

Раздел ГУ. Человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 14. индивидуальность личности и ее жизненный путь................................................. 345

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности...................................................... 347

глава 15. мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика..... 349

Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности............................................... 351

глава 16. мотивация развития индивидуальности... 360

Три подхода к изучению мотивации индивидуальности........................................................... 362

глава 17. психологический возраст и периодизация ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ............. 366

Психологический возраст личности.............................. 366

Периодизация психического развития.......................... 369

глава 18. Личность и характер..................................... 375

О клиническом подходе к изучению характера............ 375

Динамический подход к изучению характера............... 377

глава 19. методические приемы практической психологии личности................................ 382

Психологический объект воспитания............................ 383

Методический принцип прерывания деятельности...... 384

Методический принцип деятельностного опосредствования мотивов и смысловых установок личности.......................... 388

глава 20. самоосуществление индивидуальности..... 391

Специфика личностного выбора.................................... 391

Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита.......................................................................... 393

Феномен «игры стилями»............................................... 396

Черты самоактуализирующейся личности..................... 399

Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие................................................................... 401

заключение.................................................................. 405

квалификационная характеристика специалиста по специализации «Психология личности»................. 408

Учебное издание

Александр Асмолов Психология личности

Изд.второе, переработанное

Корректор Н.А.Степина

Редактор О.В.Квасова

Компьютерная верстка Д.В.Чекалина

Оформление обложки В.Н.Кокорева и Д.А.Леонтьева

Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»)

103050, Москва-50, а/я 158

тел./факс (095) 195-93-28, (095) 195-03-08

e-mail: smysl@smysl.ru

https://www.smysl.ru Лицензия ИД № 04850 от 28.05.2001

Подписано в печать 29.11.2001. Формат 84x108/32.

Гарнитура TimesET. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26. Тираж 5000 экз. Заказ № 2353.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


[1] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 25.

[2] Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35—36.

[3] Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971. С. 12.

[4] Там же. С. 118.

[5] См.: БрунерДж. Психология познания. М., 1977.

[6] См.: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.$ 1987; Этнопсихолингвистика / Отв. ред. Ю.А.Сорокин. М.,* 1988.

[7] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 356—357.

[8] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1982. С. 258.

[9] 8 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. М., 1973. С. 113.

[10] Чехов АЛ. Собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1961. С. 180—181.

[11] Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М., 1986. С. 444-445;

[12] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 299-300

[13] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 6-7.

[14] См. критику данного подхода: /Абишев К. Человек. Инди­вид. Личность. Алма-Ата, 1978.

[15] Цит. по: Лейбин В.М. Системные исследования и симво­лическая концепция человека // Системные исследования. М., 1985.

[16] См.: Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1983; Со­временная буржуазная философия человека / Под ред. А.Т.Гордиенко. Киев, 1985.

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 516.

[18] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414

[19] Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследо­вания и жизненный смысл. М., 1977. С. 188.

[20] См.: Питере Т., Уоттермен Р. В поисках эффективного уп­равления. М., 1986.

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 123.

[22] Семиотика пространства и пространство семиотики // Труды по знаковым системам / Уч. зап. ТГУ. Вып. 720. Тар­ту, 1986; ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представле­ниях восточных славян. М., 1983.

[23] Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — ис­кусство. Киев, 1977. С. 44.

[24] См.: Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987; Ватин И.В. Человеческая субъективность. Рос­тов, 1984.

[25] Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

[26] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 331.

[27] Попов Г. С точки зрения экономиста (О романе А.Бека Новое назначение) // Наука и жизнь. 1987. №4. С. 57.

[28] Тендряков В.Ф. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М., 1988. С. 521-522.

[29] Там же. С. 526—527.

[30] Варшавский В.И., Поспелов Д.А. Оркестр играет без ди­рижера. Размышления об эволюции некоторых техничес­ких систем и управлении ими. М., 1984. С. 180.

[31] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. С. 65.

[32] Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических спо­собностей. Вып. 7. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям. Л., 1928. С. 35.

[33] Борисковский П.И., Григорьев Г.П. Возникновение чело­веческого общества. Л., 1977. С. 90—91.

[34] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 13.

[35] Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древ­ней Руси. М., 1984. С. 15.

[36] Топоров В.Н. Образ трикстера в енисейской традиции // Традиционные требования и быт народов Сибири. Ново­сибирск, 1987. С. 6—7. см. также: Манин Ю.И. «Мифологи­ческий плут» по данным психологии и культуры // Природа, 1987. №7.

[37] Байбурин А.Г. Этнические аспекты изучения стереотип­ных форм поведения и традиционная культура // Сов. эт­нография. 1985. № 2. С. 45.

[38] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 241.

[39] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 39.

[40] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С.84.

[41] Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. М., 1980. С. 45.

[42] Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. С. 131.

[43] Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926. С. 6.

[44] Лундквист Э. Дикари живут на Западе. М., 1958. С. 340.

[45] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 55—56.

[46] Линдсей П., Норман Д. Переработка информации челове­ком. М., 1974. С. 502.

[47] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1971. С. 334.

[48] Мещеряков А.И. Соотношение органического и социаль­ного в первоначальном развитии ребенка // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 459.

[49] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 105.

[50] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. С. 83—84.

[51] Выготский Л.С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1960. С. 197.

[52] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 535—536.

[53] Выготский Л.С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1960. С. 53.

[54] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 429.

[55] Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. С. 115—116.

[56] Выготский Л.С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1956. С. 46.

[57] См., например, в криминологии: Криминальная мотивация / Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М., 1986; в психиатрии: Бех-тель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления ал­коголем. М., 1986; в педагогике: Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М., 1981

[58] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 382.

[59] Лурия А. Р. Психология как историческая наука // История и психология. М., 1971. С. 37.

[60] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 15.

[61] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

[62] Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. С. 20.

[63] Fromm E. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. L: 1978. P. 164.

[64] Цит. по: СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1986. С. 198.

[65] Цит. по: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 345.

[66] Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диа­лог человека с природой. М., 1986. С. 91.

[67] Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физио­логии активности. М., 1966. С. 314—315.

[68] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 385.

[69] Давыдов В.В. Личностью надо «выделаться» // С чего на­чинается личность? М., 1979. С. 109—110.

[70] Кон И.О. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984. С. 168.

[71] Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы со­временной генетики человека // Диалектика в науках о при­роде и человек. М., 1983. С. 183.

[72] Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопр. психологии. 1976. №1. С. 36.

[73] ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228—229.

[74] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 110—111.

[75] Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей пси­хологии. М., 1973. С. 305.

[76] Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия. М., 1985. С. 91.

[77] Алексеев В.П. Человек: Эволюция и таксономия. М., 1985. С. 110—111.

[78] Ядов В.А., Палей И.И., Магун B.C. Социальная психология личности. Л., 1978. С. 86.

[79] Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и эксперимен­тальная психосемантика // Вопр. психологии. 1985. №5. С. 15.

[80] Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 497.

[81] Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М., 1977. С. 87.

[82] Варшавский В.И., Поспелов ДА. Оркестр играет без дири­жера. Размышления об эволюции некоторых технических систем. М., 1984. С. 174—175.

[83] ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 87.

[84] Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Личность. Харак­тер. М., 1984. С. 84.

[85] См.: Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юно­шеском возрасте. М., 1984.

[86] Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциаль­ной психофизиологии // Вопр. психологии. 1971. № 6. С. 14.

[87] См.: Русалов В.М. Биологические основы индивидуаль­но-психологических различий. М., 1979.

[88] Ротенберг B.C. Адаптивная функция сна, причины и про­явления ее нарушения. М., 1982. С. 41.

[89] Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. М., 1980. С. 47—48; Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и кон­ституция человека. М., 1986.

[90] Мерлин B.C. Деятельность как опосредующее звено в свя­зи разноуровневых свойств индивидуальности. // Пробле­мы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.

[91] Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зави­симости от типологических свойств нервной системы. Ка­зань, 1969. С. 48.

[92] Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. М., 1978; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988.

[93] См.: Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов пси­хического развития человека // Принцип развития в психо­логии. М., 1978.

[94] Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Из­бранные психологические труды. М., 1980. С. 66

[95] Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.

[96] См.: Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984; Коломинский Я.Л., Мел-тасс М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психоло­гии / Под ред. Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной. Минск, 1985; Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987. С. 91—108, 114-131, 160—166; Кон И.О. Ребенок и общество, М., 1988; Массе П., КонджерДж., Каган Дж., Хью­стон А. Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 168—176.

[97] Цит. по: Кон И.О. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и со­циального в человеке. М., 1975. С. 763—764.

[98] Цит. по: Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у де­тей. М., 1986. С. 27.

[99] Белкин А.И. Индивидуальность и социализация (по дан­ным изучения лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М. 1979. С. 23—24.

[100] Круусвалл Ю. Занятость и организация / Человек в соци­альной и физической среде. Таллинн, 1983. С. 75.

[101] Веркор, Коронель. Квота, или Сторонники изобилия//Фран­цузские-повести. М., 1984. С. 166.

[102] См.: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории пове­дения. М., 1930; Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М.; Л.,1930.

[103] Овчинников В.М. Корни дуба. М., 1983. С. 212.

[104] См.: Фромм Э. Характер и социальные процесс // Психо­логия личности. М., 1982. С. 49—51.

[105] Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К.Байбу-рина. М., 1985.

[106] Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. С. 178.

[107] Смирнов ЮЛ. Возникновение орудийной деятельности как следствие неадаптивной активности ранних гоминидов // Записки современной археологии. Тезисы докладов. Суз­даль, 1987. С. 235.

[108] См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы со­циальной психологии. М., 1975; Социально-психологичес­кий портрет инженера / Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведе­ния личности / Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

[109] Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М., 1981.

[110] Петровский А.В. Личность в психологии с позиции сис­темного подхода // Вопр. психологии. 1981. №1. С. 61.

[111] Развитие социальных эмоций у детей дошкольного воз­раста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М., 1986. С. 21—29.

[112] Запорожец А.В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. 1974. № 6. С. 63.

[113] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С.265.

[114] ВыготскийЛ.С. Избранные произведения. М., 1956. С. 380.

[115] Кон И.О. Ребенок и общество. М., 1988.

[116] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 291.

[117] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 22.

[118] См.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

[119] ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 188.

[120] Там же. С. 212.

[121] Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии ано­мального развития личности. М., 1980. С. 119.

[122] Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. С. 387; Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

[123] Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 350.

[124] Там же.

[125] Давыдов В.В, Личностью надо «выделаться» // С чего на­чинается личность? М., 1979. С. 113.

[126] Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. М., 1985. С. 75.

[127] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 282— 283.

[128] См.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера под­ростков. Л., 1983.

[129] АнцыфероваЛ.И. Проблема психотонической активности и научное наследие Анри Валлона // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 155.

[130] См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.

[131] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 179; Фейгенберг Е.И., АсмоловА.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психол. журн. 1989. № 6.

[132] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 433.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: