С 21 октября 2014 года вступила в действие новая редакция Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ [1]. В соответствии с этим законом сетевой основой российских телекоммуникаций определена Единая сеть электросвязи (ЕСЭ), в которую входят все сети электросвязи страны. Отметим роль и место ЕСЭ.
ЕСЭ предназначена для удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности, охраны порядка, а также хозяйствующих субъектов в услугах электросвязи. Устойчивая и качественная работа связи является важнейшим условием деятельности государства и общества. Мировой опыт показывает, что конкурентноспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентноспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий [2].
ЕСЭ является одной из наиболее устойчивых секторов экономики России. В разные годы доля доходов за услуги связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляла порядка 3-5 процентов. ВВП отражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за один год.
|
|
ЕСЭ является катализатором для успешного развития других секторов экономики.
Для ЕСЭ России характерны следующие отличия по сравнению со многими развитыми странами мира:
· меньший уровень развития современных технологий сетей связи;
· большое количество устаревшей аналоговой техники на сетях;
· большая территория России, значительные расстояния, большая неравномерность плотности населения, развития связи и Интернета по регионам России;
· ограниченность ресурсов радиочастотного спектра. В свое время в СССР основное внимание уделялось обороне и безопасности, что привело сегодня к необходимости решения сложных проблем конверсии спектра. В России освобождение спектра частот стоит дорого.
· различия в состоянии экономики и в уровне благосостояния населения.
Развитие ЕСЭ в соответствии должно проходить в следующем направлении:
1. дальнейшая либерализация рынка услуг электросвязи и расширение на нём справедливой конкуренции операторов связи;
2. дальнейшее развитие служб и спроса на них, особенно в части подвижной связи, передачи данных, широкополосного доступа в Интернет;
3. повышение требований к номенклатуре услуг электросвязи и к их качеству;
4. дальнейшее совершенствование телекоммуникационных и информационных технологий, их конвергенция;
5. усиление роли государственного регулирования в области связи в части взаимодействия сетей, осуществления надзора за деятельностью в области связи и др.