Статья 3. Конституционные полномочия Жогорку Кенеша

1. К полномочиям Жогорку Кенеша относятся:

1) принятие закона о назначении референдума;

2) назначение выборов Президента;

3) внесение изменений в положения третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого разделов Конституции в порядке, определенном разделом девятым Конституции;

4) принятие законов;

5) повторное рассмотрение законов, возвращенных с возражениями Президента;

6) осуществление контроля деятельности Правительства;

7) осуществление контроля исполнения законов и решений Жогорку Кенеша;

8) ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом;

9) решение вопросов об изменении государственной границы Кыргызской Республики;

10) утверждение республиканского бюджета;

11) утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета;

12) решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

13) издание актов об амнистии;

14) рассмотрение и утверждение программы Правительства, определение структуры и состава Правительства, за исключением членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности; одобрение кандидатуры на вакантную должность члена Правительства, внесенной Премьер-министром;

15) утверждение общегосударственных программ развития Кыргызской Республики, внесенных Правительством;

16) принятие решения о доверии Правительству;

17) принятие решения о выражении недоверия Правительству;

18) избрание по представлению Президента судей Верховного суда, судей Конституционной палаты Верховного суда; освобождение их от должности по представлению Президента в случаях, предусмотренных конституционным законом;

19) утверждение состава Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;

20) избрание по представлению Президента председателя Национального банка; освобождение его от должности в случаях, предусмотренных законом;

21) избрание членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одной трети состава - по представлению Президента, одной трети – от парламентского большинства и одной трети - от парламентской оппозиции; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;

22) избрание членов Счетной палаты: одной трети состава – по представлению Президента, одной трети - от парламентского большинства и одной трети – от парламентской оппозиции; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;

23) избрание и в случаях, предусмотренных законом, освобождение от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дача согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

24) избрание и в случаях, предусмотренных законом, освобождение от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена); дача согласия на привлечение их к уголовной ответственности;

24-1) избрание и в случаях, предусмотренных законом, избрание и досрочный отзыв членов Координационного совета Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Национальный центр) из числа депутатов Жогорку Кенеша;

25) дача согласия на назначение, привлечение к уголовной ответственности и на освобождение от должности Генерального прокурора;

26) одобрение большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативы одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом;

27) введение чрезвычайного положения в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;

28) решение вопросов войны и мира; введение военного положения; объявление состояния войны; утверждение или отмена указов Президента по этим вопросам;

29) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

30) установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий Кыргызской Республики;

31) учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской Республики;

32) заслушивание выступлений Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;

33) заслушивание ежегодного доклада Акыйкатчы (Омбудсмена);

33-1) заслушивание ежегодного и специальных докладов Национального центра;

34) заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты;

35) заслушивание ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, которое проводится с соблюдением принципа невмешательства в отправление правосудия и запрета требования отчета по конкретному судебному делу;

36) выдвижение обвинения против Президента в порядке, предусмотренном Конституцией; принятие решения об отрешении Президента от должности;

37) создание государственной медицинской комиссии в случае невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни;

38) досрочное освобождение Президента от должности при невозможности осуществления им своих обязанностей по болезни на основании заключения государственной медицинской комиссии;

39) избрание Торага (Торайым) Жогорку Кенеша (далее - Торага), его заместителей, председателей комитетов, временных комиссий и их заместителей; образование комитетов, временных комиссий и формирование их составов; заслушивание ежегодных отчетов должностных лиц Жогорку Кенеша, их отзыв;

40) принятие решения о самороспуске.

25. Полномочия парламентариев КР и РФ: права и обязанности. Императивный и свободный мандат.

Парламентарий – это член Парламента государства.

Права, обязанности и основные гарантии деятельности депутата Жогорку Кенеша:
- депутат Жогорку Кенеша обеспечивается условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и другими законодательствами Кыргызской Республики;
- депутат Жогорку Кенеша имеет право избирать и быть избранным на выборные должности в органы Жогорку Кенеша;
- депутат Жогорку Кенеша обладает правом законодательной инициативы, которое он реализует в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- депутат Жогорку Кенеша принимает личное участие в заседаниях Жогорку Кенеша, заседаниях комитетов, комиссий Жогорку Кенеша;
- депутат Жогорку Кенеша пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Жогорку Кенешем, комитетом (комиссией) Жогорку Кенеша, членом которого он является. Уклонение депутата от голосования не допускается.

- Депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом. Отзыв депутата не допускается.

Начало и прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша:
- полномочия депутата Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия присяги перед Жогорку Кенешем;
- полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва.
Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются досрочно в случаях:
- подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий;
- роспуска Жогорку Кенеша;
- признания депутата судом недееспособным;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
- смерти депутата.
Депутат Жогорку Кенеша лишается полномочий в случаях:
- при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
- перехода на работу или не оставлении им работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий;
- выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;
- выхода из гражданства Кыргызской Республики или утрате гражданства Кыргызской Республики;
- систематического отсутствия без уважительных причин на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в течение одной сессии по решению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Депутат Жогорку Кенеша обладает правом неприкосновенности. Депутат не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления. Привлечение депутата к уголовной, а также к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается только с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики из числа своих депутатов образует не более 7 комитетов, а также временные комиссии, избирает их председателей. Депутат Жогорку Кенеша может быть членом только одного комитета или комиссии.
Должностные лица Жогорку Кенеша:
- торага Жогорку Кенеша;
- заместители Торага Жогорку Кенеша;
- председатель комитета, комиссии Жогорку Кенеша;
- заместители председателя комитета, комиссии Жогорку Кенеша;
- члены комитета, комиссии Жогорку Кенеша.

В интересах повышения эффективности работы де­путатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским зако­нодательством установлен статус депутата соответ­ствующего органа власти. Под статусом депутата пони­маются закрепленные законодательством права и обя­занности депутата, а также основные правовые и соци­альные гарантии осуществления им депутатской дея­тельности.

Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации" от 8 мая 1994 г.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государ­ственную Думу законопроектов и поправок к ним, зако­нодательных предложений о разработке и принятии но­вых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие зако­ны Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Го­сударственной Думы может вносить предложения о по­правке и пересмотре положений Конституции Россий­ской Федерации;

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Феде­рального Собрания РФ. Это право обеспечивается лич­ным участием каждого депутата в работе соответствую­щей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комис­сий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на засе­даниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение инфор­мации.

К числу важнейших обязанностей депутата за­конодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о ста­тусе депутатов парламента России устанавливает прави­ло, что депутаты Совета Федерации и избранные по од­номандатным избирательным округам депутаты Госу­дарственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов. Депутаты Государственной Думы, из­бранные по федеральному избирательному округу, под­держивают связь с избирателями того региона, который определен им для этого соответствующим депутатским объединением (фракцией). При этом, конечно, учиты­вается, с каким краем, городом была связана политиче­ская и трудовая деятельность депутата Государственной Думы.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представитель­ным органом государственной власти. Формы ответ­ственности депутатов за нарушение правил устанавли­ваются регламентами этих органов.

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы деклара­ции о доходах и сведений об изменении своего имуще­ственного положения. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки нало­говыми органами, публикуется в официальных издани­ях представительных органов государственной власти.

Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям. Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.

26. Конституционно-правовой статус президента КР и РФ: основные требования к кандидату, полномочия и ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: