Л.Н.Толстой о труде учителя, его подготовке и назначении в обществе

Анализ практики Л.Н. Толстого, содержание его пед. трудов и статей журнала «Ясная Поляна» позволяет сделать вывод о создании в его школе определённой системы свободного воспитания. Системообразующим фактором такого воспитания являлось отсутствие обязательности и принуждения в обучении и воспитании. /Базисом/

Основанием его системы была спонтанная, вариативная образовательно - воспитательная деятельность учителей. Главной составной частью системы такого воспитания – своеобразная организация учебного процесса, учёта и контроля знаний учащихся.

Компоненты этой системы были связаны принципами гуманного отношения к детям, глубокой веры в творческие силы детей, полной свободы, отсутствия насилия и всяких средств подавления личности ребёнка, постоянной заботы об удовлетворении запросов детей и др. Отличительной особенностью системы свободного воспитания является её локальный характер. Функционирование системы было локализовано стенами школы и временем пребывания в ней. Это было ежедневное «свободное» 5-6-ти часовое воспитание в условиях крепостнически-авторитарных отношений в окружающем социуме, в условиях авторитарной семьи. Иными словами: полная свобода в школе и всеобъемлющий авторитаризм вокруг.

Пед. процесс, основанный на принципе свободы учащихся Яснополянской школы, был направлен, как я отмечала выше, на развитие творческой личности. Творческая индивидуальность, самостоятельность учащихся развивалась и укреплялась и в решении организационных вопросов, и в выборе предмета обучения, и выборе содержания учебной деятельности учениками / особенно ярко это проявлялось в написании сочинений/; а также способствовали творческому развитию детей разнообразнейшие формы организации познавательной деятельности /необычные для того времени/: групповые, парные /по 2, 3 или 5 человек, «выбирая себе партнёра по силам»/.

Некоторый отход от принципа свобод, наметившийся в более поздний период деятельности Л.Н. Толстого, был обусловлен тем, что в массовой практике его педагогическая концепция ещё не могла быть признанной, в силу её необычности. В 1875 г. он писал, что граница свободы учащихся сама собою определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; «свобода эта не может быть предписываема: мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя. Свобода эта не есть правило. По-видимому, речь идёт в данном случае о смещении акцента со скрытой ведущей роли учителя на открытую позицию как более доступную и понятную массовому педагогическому сознанию того времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: