Эффективное и экономическое сжигание мазута достигается в результате его предыдущего тонкого и однородного распыления, хорошего смешивания с воздухом и создания условий для стабилизации фронта загорания и стойкого факела необходимой формы и направления.
Для обеспечения тонкого распыления мазута и создания необходимого по длине и направлению факела топки котлов оснащают горелками.
Мазутные горелки состоят из форсунки, воздушнонаправляющего устройства иамбразуры.
Форсунки предназначены для распыления редкого топлива и регулирования его подачи, а воздухонаправляющие устройства и амбразуры – для создания однородной воздушномазутной смеси и ее распределение в топочном пространстве.
Форсунки классифицируются по способу распыления топлива.
В паровых форсунках (см.рис.2б) мазут распыляется главным образом за счет кинетической энергии движущегося с большой скоростью пара.
В механических форсунках (см.рис.2а) распыление мазута и другого жидкого топлива осуществляется за счет кинетической энергии струи мазута, создаваемой напором топливного насоса. Выходя под давлением с повышенной скоростью через сопло форсунки, мазут тонко распыляется. Окончательное распыление выброшенных из форсунки мельчайших капель осуществляется под действием давления окружающей среды.
|
|
Механическая мазутная форсунка состоит из мазутного ствола с колодкой, к которой при помощи стяжной скобы с винтом присоединен топливный штуцер. Ствол заканчивается головкой форсунки, в которой по ходу движения мазута установлены три диска.
Первый диск – распределительный, имеет отверстия, которые подводят мазут к косым каналам второго диска – завихрительного, в котором струйки мазута получают вращательное движение и выходят через исходное отверстие (сопло) распылительного диска.
Крепление форсунки к амбразуре топки или к воздушному регистру горелки осуществляется с помощью фланца болтами.
Рис.2. Мазутные форсунки с механическим (а) и паровым (б) распылением:
1- конечная часть мазутопровода
2- гайка
3- распылительная головка
4- завихрительный диск
5- ствол с наконечником
6- втулка
7- пробка
8,13- корпус
9- диффузор
10- сопло
11- внутренняя трубка
12- внешняя трубка
Механические форсунки обеспечивают экономное и надежное сжигание мазутов марки М-40 и М-100 при условной вязкости не выше 4оВУ, которая достигается подогревом мазута до 100-120оС.
Механические форсунки используют в котлах средней и большой производительности, для которых мазут – основное топливо.
Преимущество их – небольшая затрата электроэнергии, недостатки - установка специальных насосов, узкие границы регулирования (70-100%), необходимость периодической очистки от нагара и твердых отложений. Их невозможно изготовлять небольшой единичной мощности, так как исходные отверстия образовываются очень маленькими, что ведет к частому забиванию.
|
|
Еще для распыления топлива используют паромеханические форсунки (см. рис.3). К преимуществам паромеханических форсунок относится простота конструкции, меньше забиваются и имеют большие границы регулирования, к недостаткам относят – большая затрата пара (2-3%) от общего количества.
Рис.3. Мазутная форсунка с паромехани-ческим распылением:
1- паровая трубка (ствол)
2- мазутная труба
3- прокладка
4- распределительная шайба
5- распылитель
6- паровой завихритель
7- контргайка
8- конечная гайка
9- ствол форсунки
10- колодка
11- зажимной вин
Мазут подается в распределительную головку, в которой установлены: шайба распределительная с одним рядом отверстий, завихрители топливный и паровой, которые имеют по три тангенциальные канала. Шайба и завихрители крепятся с помощью накидной гайки. Количество и диаметр отверстий в распределительной шайбе следующие: в горелках ГМГ-1,5-м и 2м – 8 шт. Æ 2,5 мм; в ГМГ-4м и 5м – 12 шт. Æ 3,0 мм.
Мазут выходит через отверстия шайбы, по каналам попадает в камеру завихрителя и выходит из сопла, распыляясь за счет центробежной силы.
Если тепловая мощность в границах 70-100%, можно работать без пара, а ниже 70% нужен пар с давлением Р= 1,5 – 2 кгс/см2.