Индустриальный

индустриально-постиндустриальный

традиционно-индустриально-постиндустриальный

Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX – XXI вв. Основным её компо­нентом стала массовая культура. Этот термин получил распространение в 1930-е гг. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет показал, что на смену традиционной народной культуре в современном обществе приходит стандартизированная и лишенная творческого потенциала культура масс, под влияние которой попадают представители всех слоев населения. Массовой культуре он противопоставлял культуру элитарную.

Массовые формы культуры (ритуальные танцы, карна­валы и т.д.) известны с Древности. Однако формирование современной массовой культуры связывают с рядом факторов. Начальным импульсом послужило становление современной системы массового образования и, как следствие, массовой грамотности. Так, в 1870 г. в Англии был принят закон о всеобщей грамотности. После Второй мировой войны, особенно в 1960 – 1970-е гг., в ряде стран обязательным становится сред­нее образование.

Феномен массовой культуры неотделим от развития средств массовой информации (СМИ) – радио, кинемато­графа, массовой прессы, телевидения и цифровых технологий. Многие газеты уже в ХIХ в. ориентировались не на мнение автора, а на запросы читателей, часто достаточно примитивные. Изобретение в 1895 г. кино дало возможность тиражировать информацию в «живых картинках», не требующих для восприятия даже элементарной грамотности. Систему массовой культуры вскоре дополнили легкая музыка, «мода для всех», реклама, шоу-бизнес и другие формы.

Несмотря на свой демократизм, массовая культура имеет очень неоднозначные последствия для цивилизации. В индустриальном массовом обществе духовное производство, как и материальное, подчинено законам рынка: необходимо производить товар серийным способом, а чтобы продать его как можно больше – формировать самые простые и невзыска­тельные вкусы потребителей. Не случайно «мыльные оперы», боевики и прочие произведения массового искусства эксплуати­руют темы быта, потребления, страха, насилия (или сильной личности), т.е. то, что понятно, или то, чего не хватает широкому кругу зрителей в обыденной жизни. Обращение массовой культуры не к интеллекту и мировоззрению, а к обыденному сознанию и подсознательным инстинктам «сред­него» человека постепенно превращает индивида из творческой личности, субъекта культуры в объект «обработки» и в бездушного потребителя.

Развитие СМИ привело к информационной перегрузке человека. Мало того, около 80% сведений, потребляемых современным человеком, составляет так называемый «информационный шум» – неупорядоченная, некачественная или недостоверная информация. Поставляется она в основном СМИ. Итогом потребления рекламы, «желтой прессы», теленовостей, ток-шоу, сериалов и пристрастия к Интернету является постоянный стресс. Он приводит к дезориентации в информационном пространстве и психологическому отторже­нию сложной информации, например учебной.

Тем самым в ХХ в. постепенно гуманизм, характерный для индустриального типа культуры, существенно вытесняется массовостью, а рационализм – инстинктивностью, стандартом, привычными стереотипами мысли и поведения. С другой стороны, сегодня именно через массовые формы культуры транслируются социальные нормы, эстетические, этические, мировоззренческие ценности. Тем самым масскульт играет важную роль в социализации человека.

В массовом обществе несколько меняется статус интел­лигенции, особенно творческой. Художник часто становится посредником между публикой и владельцами СМИ и шоу-бизнеса. Реакцией на такую ситуацию является усиление элитарной культуры, выразившееся, прежде всего в модернистском искусстве. Вопрос о роли интеллектуальной элиты (интеллигенции), её влиянии на массы, экономическую и политическую элиты очень важен не только для развития духовной жизни, но и в целом для будущего цивилизации.

В XXI в. в развитых государствах границы элитарного и массового в культуре размыты. Классическая музыка может транслироваться на многомиллионную аудиторию и предварять спортивные соревнования, а «дамские» романы – популяризиро­вать достижения психологической науки. Формируется новая ситуация, когда прежнее деление на культуру «для масс» и «для избранных» утрачивает значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: