Что ТАКОЕ услуги

ЛЕКЦИЯ 1

УСЛУГИ В ОБЩЕСТВЕ

· Введение

· Что такое услуги?

· Сектор услуг нашей экономики

· Теоретическое объяснение роста услуг

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время интерес ко всем аспектам менеджмента услуг значительно уве­личился. В период 1980-1990-х гг. этой теме уделялось внимание как в академи­ческих изданиях, так и в популярной литературе. Причину такого феномена мож­но найти в двух главных тенденциях нашей современной истории. Во-первых, начавшееся в 1980-х гг. движение за качество привело большинство покупателей, СМИ и академические круги к пониманию того, что общее качество услуг в США неидеально, неприемлемо или неконкурентоспособно на международных рынках.

Растущее внимание, уделяемое качеству услуг и удовлетворению потребнос­тей покупателя, расшевелило менеджеров многих фирм. В результате было отме­чено некоторое повышение качества сервиса. Тем не менее посредственное каче­ство услуг все еще достаточно распространено в Соединенных Штатах и во всем мире, о чем свидетельствует табл. 1.1.

В табл. 1.1 представлен Индекс удовлетворенности американского потребителя в период 1994-1997 гг. Этот показатель разработан для того, чтобы измерять качество товаров и услуг исходя из мнения покупателей. Показатель основан на опросах клиентов более 200 фирм в 40 отраслях и сферах деятельности в семи основных областях потребления. Для замера удовлетворения потребности к покупателям обратились с просьбой сравнить их ожидания относительно товара

Таблица 1.1

Индекс удовлетворенности американского потребителя в период 1994-1997 гг.(по шкале 0-100)

          расхождение, %
          1996-1997
Национальный показатель 74,5 73,7 72,2 71,1 -1,5
СЕКТОРЫ          
Производство          
Товары кратковременного пользования 81,6 81,2 79,0 78,5 -0,6
Товары длительного пользования 79,2 79,8 78,8 78,4 -0,5
УСЛУГИ          
Транспорт, связь, коммунальные услуги 75,5 75,1 75,5 71,6 -5,2
Розничная продажа 5,7 73,6 74,6 73,2 -1,9
Финансы и страхование 75,4 74,8 74,1 74,5 0,5
Разнообразные услуги 74,4 74,2 71,2 67,7 -4,9
Государственное администрирование/          
правительство 64,3 61,9 59,2 62,4 5,4

ЧТО ТАКОЕ УСЛУГИ?

Материальный рост общества достигается посредством добавленной стоимости на природные ресурсы. Существует много организаций, которые извлекают сырье, добавляют стоимость в процесс его переработки и преобразовывают промежуточные материалы и компоненты в готовые изделия. Однако есть и другие организации — те, которые занимаются производством и продажей товаров, а также организации, повышающие стоимость нашей личной жизни посредством разнообразия нематериальных активов, которые они предоставляют. Продукция последней группы и называется услугами.

Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги — это действия, дела или исполнение работы; они неосязаемы. Услуга горничной экономит время потребителя за счет выполнения домашней работы. Универсальные и бакалейно-гастрономические магазины выставляют на продажу много товаров в одном удобном месте. Услуга по базе данных размещает информацию в форме, наиболее удобной для менеджера. Вечер, проведенный в ресторане или кинотеатре в середине загруженной рабочей недели, обеспечивает психологическое восстановление сил.

Услуги можно также характеризовать по контрасту с товарами. Товар — это осязаемый объект, который может быть создан и продан или использован позже. Услуга является неосязаемым и скоропортящимся продуктом. Она создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). Эти определения могут показаться достаточно корректными, однако отличие товара от услуги не всегда очевидно. Например, когда мы приобретаем автомобиль, — покупаем ли мы товар или услугу по транспортировке? Телевизор является промышленным товаром, но какая от него польза без услуги телевизионного вещания? В ресторане мы покупаем услугу приготовления пищи или товары, которые представляют собой продукты питания?

В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается со­путствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Таким образом, для понимания различий между то­варами и услугами необходимо осознать, что эти предметы не являются антипо­дами, но скорее представляют собой две области одного континуума. Рисунок 1.1 показывает такой континуум.

В соответствии с рис. 1.1 первые три предмета, возможно, могли бы быть класси­фицированы как «товары» из-за их высокого материального содержания. Суще­ствует небольшая услуга при приобретении бензина в форме самообслуживания; автомобиль по большей части является физическим предметом, и пока его сдача в наем не требует некоторой услуги, арендованная машина является товаром. Запрашиваемое продовольствие может считаться наполовину товаром и наполовину услугой. Остальные предметы, вероятно, будут классифицированы как «услуги», хотя при этом могут быть обозначены некоторые физические составляющие. Например, рестораны предлагают клиенту не только продукты как физическую пищу, но и ус­луги поваров, которые готовят еду, официантов, которые ее подают, а также столик, за которым ее можно съесть, и уютное помещение. Аудит является почти чистой, получаемой покупателем услугой с весьма небольшим перечнем материальных товаров (возможно, готовая налоговая ведомость). Можете ли вы идентифициро­вать содержание товаров и услуг в других примерах на рис. 1.1?

Рис.1.1. Сравнение различных товарных услуг

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: