ЛЕКЦИЯ 1
УСЛУГИ В ОБЩЕСТВЕ
· Введение
· Что такое услуги?
· Сектор услуг нашей экономики
· Теоретическое объяснение роста услуг
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время интерес ко всем аспектам менеджмента услуг значительно увеличился. В период 1980-1990-х гг. этой теме уделялось внимание как в академических изданиях, так и в популярной литературе. Причину такого феномена можно найти в двух главных тенденциях нашей современной истории. Во-первых, начавшееся в 1980-х гг. движение за качество привело большинство покупателей, СМИ и академические круги к пониманию того, что общее качество услуг в США неидеально, неприемлемо или неконкурентоспособно на международных рынках.
Растущее внимание, уделяемое качеству услуг и удовлетворению потребностей покупателя, расшевелило менеджеров многих фирм. В результате было отмечено некоторое повышение качества сервиса. Тем не менее посредственное качество услуг все еще достаточно распространено в Соединенных Штатах и во всем мире, о чем свидетельствует табл. 1.1.
|
|
В табл. 1.1 представлен Индекс удовлетворенности американского потребителя в период 1994-1997 гг. Этот показатель разработан для того, чтобы измерять качество товаров и услуг исходя из мнения покупателей. Показатель основан на опросах клиентов более 200 фирм в 40 отраслях и сферах деятельности в семи основных областях потребления. Для замера удовлетворения потребности к покупателям обратились с просьбой сравнить их ожидания относительно товара
Таблица 1.1
Индекс удовлетворенности американского потребителя в период 1994-1997 гг.(по шкале 0-100)
расхождение, % | |||||
1996-1997 | |||||
Национальный показатель | 74,5 | 73,7 | 72,2 | 71,1 | -1,5 |
СЕКТОРЫ | |||||
Производство | |||||
Товары кратковременного пользования | 81,6 | 81,2 | 79,0 | 78,5 | -0,6 |
Товары длительного пользования | 79,2 | 79,8 | 78,8 | 78,4 | -0,5 |
УСЛУГИ | |||||
Транспорт, связь, коммунальные услуги | 75,5 | 75,1 | 75,5 | 71,6 | -5,2 |
Розничная продажа | 5,7 | 73,6 | 74,6 | 73,2 | -1,9 |
Финансы и страхование | 75,4 | 74,8 | 74,1 | 74,5 | 0,5 |
Разнообразные услуги | 74,4 | 74,2 | 71,2 | 67,7 | -4,9 |
Государственное администрирование/ | |||||
правительство | 64,3 | 61,9 | 59,2 | 62,4 | 5,4 |
ЧТО ТАКОЕ УСЛУГИ?
Материальный рост общества достигается посредством добавленной стоимости на природные ресурсы. Существует много организаций, которые извлекают сырье, добавляют стоимость в процесс его переработки и преобразовывают промежуточные материалы и компоненты в готовые изделия. Однако есть и другие организации — те, которые занимаются производством и продажей товаров, а также организации, повышающие стоимость нашей личной жизни посредством разнообразия нематериальных активов, которые они предоставляют. Продукция последней группы и называется услугами.
|
|
Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги — это действия, дела или исполнение работы; они неосязаемы. Услуга горничной экономит время потребителя за счет выполнения домашней работы. Универсальные и бакалейно-гастрономические магазины выставляют на продажу много товаров в одном удобном месте. Услуга по базе данных размещает информацию в форме, наиболее удобной для менеджера. Вечер, проведенный в ресторане или кинотеатре в середине загруженной рабочей недели, обеспечивает психологическое восстановление сил.
Услуги можно также характеризовать по контрасту с товарами. Товар — это осязаемый объект, который может быть создан и продан или использован позже. Услуга является неосязаемым и скоропортящимся продуктом. Она создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). Эти определения могут показаться достаточно корректными, однако отличие товара от услуги не всегда очевидно. Например, когда мы приобретаем автомобиль, — покупаем ли мы товар или услугу по транспортировке? Телевизор является промышленным товаром, но какая от него польза без услуги телевизионного вещания? В ресторане мы покупаем услугу приготовления пищи или товары, которые представляют собой продукты питания?
В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Таким образом, для понимания различий между товарами и услугами необходимо осознать, что эти предметы не являются антиподами, но скорее представляют собой две области одного континуума. Рисунок 1.1 показывает такой континуум.
В соответствии с рис. 1.1 первые три предмета, возможно, могли бы быть классифицированы как «товары» из-за их высокого материального содержания. Существует небольшая услуга при приобретении бензина в форме самообслуживания; автомобиль по большей части является физическим предметом, и пока его сдача в наем не требует некоторой услуги, арендованная машина является товаром. Запрашиваемое продовольствие может считаться наполовину товаром и наполовину услугой. Остальные предметы, вероятно, будут классифицированы как «услуги», хотя при этом могут быть обозначены некоторые физические составляющие. Например, рестораны предлагают клиенту не только продукты как физическую пищу, но и услуги поваров, которые готовят еду, официантов, которые ее подают, а также столик, за которым ее можно съесть, и уютное помещение. Аудит является почти чистой, получаемой покупателем услугой с весьма небольшим перечнем материальных товаров (возможно, готовая налоговая ведомость). Можете ли вы идентифицировать содержание товаров и услуг в других примерах на рис. 1.1?
Рис.1.1. Сравнение различных товарных услуг |