А - по предмету и методу правового регулирования:
Предмет правового регулирования - это однородные типичные отношения в определенных областях общественной жизни, которые регулируются нормами права. При этом:
• объективное содержание этих общественных отношений различно (трудовые, семейные, управленческие, административные и т.п. отношения);
• различен их субъектный состав (граждане, иностранцы, должностные лица частных структур, представители власти и т.п.);
• различно правовое положение сторон в этих отношениях (юридическое равенство - в «горизонтальных»: например, имущественных отношениях; юридическое неравенство - в «вертикальных»: например, в уголовно-процессуальных отношениях).
Предмет отвечает на вопрос что регулирует право.
Метод - на вопрос как это делается.
Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и средств юридического воздействия на поведение участников общественных отношений.
Выделяю два метода правового регулирования:
|
|
авторитарный | автономный |
-общий характер - императивный; | -общий характер - диспозитивный; |
-используется прием выработки властных предписаний сверху; | -используется прием, когда правовое предписание вырабатывают стороны; |
-правовая связь характеризуется субординацией сторон; | -правовая связь характеризуется координацией действий сторон; |
-неравенство сторон; | -равенство сторон; |
-нет свободного волеизъявления сторон; | -свободное волеизъявление сторон; |
-позиция сторон - «вертикальная»; | -позиция сторон - «горизонтальная»; |
-характерные случаи применения -правонарушения; | -характерные случаи - обычная гражданско-правовая практика; |
-преимущественные способы: позитивный запрет, властное предписание. | -преимущественные способы: рекомендация, поощрение. |
В случае сложного предмета именно метод правового регулирования помогает отнести те или иные отношения в определенную отрасль права. Например, если в имущественных отношениях используется автономный метод - это гражданское право, если авторитарный - административное право.
Предмет и метод представляют собой материальный и формально-юридический критерии деления отраслей. Но возможны и другие основания для классификации отраслей права.
Б - по характеру целей правового регулирования:
• право публичное - совокупность отраслей права, регламентирующих отношения, связанные с обеспечением общего государственного, (публичного) интереса - конституционное, административное и т.п. отрасли права;
• право частное - совокупность отраслей права обеспечивающих защиту индивидуальных (частных) интересов физических и юридических лиц - семейное, гражданское и т.п. отрасли права.
|
|
Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum), идущее от римских юристов (Ульпиан), характерно и для современности.
Отличия ius publicum от ius privatum | |
по степени императивности | |
более важно, в большей степени выражает суверенитет государства, определяет частное право | в меньшей степени выражает суверенитет государства, не должно противоречить публичному праву |
по сфере действия | |
сфера власти, подчинения, связано с политикой в большей степени; включает отрасли конституционного, административного, финансового и др. отраслей права | сфера свободы, частной инициативы, связь с политикой минимальна; включает отрасли гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового и др. отраслей права |
по характеру^ целей и отраженному интересу | |
направлено на достижение целей общественных, выражает интерес государственный | направлено на достижение целей индивидуальных, отвечает пользе частных лиц |
по субъектам | |
в качестве субъекта выступает как правило должностное лицо или государственный орган | в качестве субъектов фигурируют частные лица |
по предмету | |
предметом выступают преимущественно отношения власти и управления | предметом выступают чаще всего имущественные отношения |
по методу | |
характерен в основном метод авторитарный, предлагающий субординацию сторон | характерен метод автономный, отражающий равенство, координацию сторон |