Пользовательская и программная модели интерфейса

Существуют три совершенно различные модели пользовательского ин­терфейса: модель программиста, модель пользователя и программная мо­дель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовать в пользо­вательском интерфейсе, и как это осуществить, не затрачивая ни существен­ных ресурсов компьютера, ни своих сил и времени. Его интересуют функци­ональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и дру­гие не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Именно поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают серьезные нарекания пользователей.

С точки зрения здравого смысла хорошим следует считать интерфейс, при работе с которым пользователь получает именно то, что он ожидал. Представление пользователя о функциях интерфейса можно описать в виде пользовательской модели интерфейса.

Пользовательская модель интерфейса - это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программ­ной системы. Эта модель базируется на особенностях опыта конкретных пользователей, который характеризуется:

• уровнем подготовки в предметной области разрабатываемого про­
граммного обеспечения;

• интуитивными моделями выполнения операций в этой предметной об­
ласти;

• уровнем подготовки в области владения компьютером;

• устоявшимися стереотипами работы с компьютером.

Для построения пользовательской модели необходимо изучить пере­численные выше особенности опыта предполагаемых пользователей про­граммного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе вы­полнения некоторых операций, на пленку.

Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели (рис. 8.9) интерфейса за­дача не тривиальная. Причем, чем сложнее автоматизируемая предметная об­ласть, тем сложнее оказывается построить программную модель интерфей­са, учитывающую особенности пользовательской модели и не требующую слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы. С этой точки зрения объектные интерфейсы кажутся наиболее перспектив­ными, так как в их основе лежит именно отображение объектов предметной области, которыми оперируют пользователи. Хотя на настоящий момент вре­мени их реализация достаточно трудоемка.

При создании программной модели интерфейса также следует иметь в виду, что изменить пользовательскую модель непросто. Повышение профес­сионального уровня пользователей и их подготовки в области владения компьютером в компетенцию разработчиков программного обеспечения не вхо­дит, хотя часто грамотно построенный интерфейс, который адекватно отоб­ражает сущность происходящих процессов, способствует росту квалифика­ции пользователей.

Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать. Именно нежелание или невозможность следования интуитивным моделям выполне­ния операций приводит к созданию искусственных надуманных интерфей­сов, которые негативно воспринимаются пользователями.

Иногда кажется, что единственно доступный для изменения элемент -устоявшийся стереотип работы с компьютером. Однако ломка стереотипов -процедура болезненная. На это стоит решаться, если некоторое революцион­ное изменение значительно расширяет возможности пользователя или облег­чает его работу, например, переход к Windows-интерфейсам существенно уп­ростил работу с компьютером огромному числу пользователей -

Рис. 8.9. Процесс проектирования пользовательского интерфейса

непрофессионалов. Ломая же стереотипы по мелочам или неточно следуя принятой кон­цепции, разработчик рискует оттолкнуть пользователей, которые просто не будут понимать, что происходит. В качестве примера можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена на панель Quick Launch (Быстрый Доступ) Windows.

Критерии оценки интерфейса пользователем. Многочисленные опро­сы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке про­граммного обеспечения, показали, что основными критериями оценки интер­фейсов пользователем являются:

• простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оце­
нивают время освоения и продолжительность сохранения информации в па­
мяти;

• скорость достижения результатов при использовании системы - опре­
деляется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и на­
строек;

• субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство
работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристика­ми для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции копирова­ния файлов при прочих равных условиях большинство профессионалов ис­пользуют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объек­тов» Windows.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: