Требования, предъявляемые к показателям назначения СЗО, изложены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | БОП | СЗО ПТВ легкого типа | СЗО ПТВ полутяж. типа | СЗО ПТВ тяжелого типа | СЗО ИТ тип II |
Устойчивость к воздействию теплового потока: - 5,0 кВт/м2, с., не менее - 10,0 кВт/м2, с., не менее - 14,0 кВт/м2, с., не менее - 18,0 кВт/м2, с., не менее - 25,0 кВт/м2, с., не менее - 40,0 кВт/м2, с., не менее | - - - - - | - - - - - | - - - - | - - - | - - - - |
Устойчивость к однократному воздействию открытого пламени, с., не менее |
Пояс пожарный спасательный – индивидуальное приспособление, предназначенное для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров, первоочередных аварийно-спасательных работ, а также для крепления топора пожарного и карабина.
Рисунок 1. Пояс пожарный спасательный.
1 – пряжка, 2 – кожаный хомут, 3 – лента из хлопчато-бумажного полотна, 4 -полукольцо для крепления карабина, 5 – кожаная облицовка, 6 – люверсы.
Пожарный пояс состоит из ленты 3, пряжки 1, кожаной облицовки 5 с пятью парами люверсов 6 (укрепленных отверстий на конце пояса), кожаного хомута 2 для крепления свободного конца ремня и полукольца 4 для крепления карабина.
Карабин пожарный – карабин (рис. 2), входящий в состав снаряжения пожарного и предназначенный для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высотных уровней.
Рисунок 2. Карабин пожарный.
1 – крюк, 2 – замковое соединение, 3 – затвор, 4 – откидной замок-затвор, 5 – шарнирное соединение, 6 – рабочий участок.
Карабин состоит из силовой скобы крюка 1, воспринимающего рабочую нагрузку, замкового соединения 2, обеспечивающего соединение крюка и откидной части затвора 4. Она шарниром 5 соединена с крюком 1. Откидная часть затвора замыкателем 3 (муфта с резьбой) запирает замковое соединение. Рабочий участок карабина обозначен цифрой 6.
Веревка пожарная спасательная – веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Веревки могут быть обычного исполнения (ВПС) и термостойкие (ТПВ). Веревки изготовляют из высококачественного льна или из синтетических волокон. Длина спасательной веревки 25–30 м. Хранят веревки в чехлах из водонепроницаемой ткани.
Веревки должны храниться в закрытых помещениях (отсеках автомобиля) с влажностью не более 70 %, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина и других растворителей, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Испытание оборудования осуществляется по нормативам, обусловленным Правилами по охране труда в подразделениях ГПС (нормативы приведены в таблице 1).
По ГОСТ Р 53269-2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»: каска пожарная (шлем пожарный) - каска, предназначенная для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.
По ГОСТ Р 53265-2009 «Техника пожарная. Средства индивидуальной защиты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний»: средства индивидуальной защиты ног пожарного (СИЗНП) – это специальная защитная обувь, обладающая комплексом защитных, физиолого-гигиенических и эргономических показателей, позволяющая пожарному выполнять действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также обеспечивающих защиту от неблагоприятных климатических воздействий.
К средствам индивидуальной защиты относятся также дыхательные аппараты. Но это оборудование изучается в рамках другой дисциплины.
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ: Специальная защитная одежда изготавливается разных типов в соответствии с назначением. В практической деятельности пожарных подразделений наиболее часто используется боевая одежда пожарных и средства защиты головы, ног и органов дыхания. Но при этом нельзя забывать и про специальнцю защитную одежду от повышенных тепловых воздействий, которая входит в комплектацию пожарных автомобилей.