Лекция №10. 10.1 Поверки оптического нивелира

10.1 Поверки оптического нивелира

Поверка 1. Ось круглого уровня должна быть параллельна оси вращения инструмента.

Круглый уровень устанавливается между любыми двумя подъемными винтами и вращением всех винтов выводят пузырек уровня в нуль-пункт. Затем поворачивают уровень на 180°. Если уровень остался в нуль-пункте, условие выполнено. В противном случае требуется исправление. Пузырек круглого уровня приводится в нуль-пункт: на половину дуги отклонения с помощью исправительных винтов круглого уровня, а на оставшуюся половину -- подъемными винтами. Затем уровень поворачивают на 90° и выполняют поверку в направлении третьего подъемного винта. Поворачивают инструмент на 180°относительно направления третьего подъемного винта и, если пузырек уровня при этом смещается с нуль-пункта, приводят его к нуль-пункту на половину дуги отклонения исправительным винтам, а на половину – подъемным винтом (круглый уровень имеет три исправительных винта).

Поверка 2. Визирная ось зрительной трубы должна быть параллельна оси цилиндрического уровня.

Это основная поверка нивелира. Она выполняется двойным нивелированием. Превышение между точками определяется дважды способом нивелирования «вперед». Вначале инструмент устанавливается в точке А, измеряется высота инструмента – iA и берется отсчет по рейке, установленной на точке

В – b. Затем инструмент и рейка меняются местами, измеряется высота инструмента в точке В – iВ и определяется отсчет по рейке, установленной в точке

А –а. Погрешность превышения ∆h, вызванная не параллельностью осей вычисляется из выражения:

∆h = (a + b)/2 – (iA -- iB )/2

Если величина ∆h не превышает 5мм, условие выполнено. В противном случае производится исправление. Вычисляется исправленное значение отсчета по рейке: аиспр. = а -- ∆h. Этот отсчет устанавливается с помощью элевационного винта. При этом пузырек цилиндрического уровня смещается с нульпункта. Действуя исправительными винтами цилиндрического уровня, пузырек приводится в нульпункт.Для контроля проверку следует повторить.

Поверка 3. Горизонтальная нить сетки зрительной трубы должна быть перпендикулярна вертикальной оси вращения прибора.

Для выполнения поверки наводят горизонтальную нить на удаленную точку и, медленно поворачивая зрительную трубу, проверяют выполнение этого условия. Горизонтальная нить не должна сходить с точки.

10.2 Разбивка и закрепление нивелирных трасс на местности.

Нивелирование трассы включает следующие этапы:

1 – получение задачи,

2 – рекогносцировка местности,

3 – разбивка пикетажа производится непосредственно на местности с целью закрепления оси линейного сооружения. Разбивка пикетажа начинают с прокладки теодолитного хода по оси трассы. Пикетные точки закрепляют на местности колышками. Начальный пикет обозначают ПК 0, далее – ПК 1, ПК 2 и т.д. Расстояние между пикетами – 100 м, поэтому номер каждого пикета указывает расстояние в сотнях метрах от начала трассы. Кроме пикетных точек на местности закрепляют точки с характерным изменением формы рельефа. Расстояние измеряют от этих точек до предыдущего пикета

Эти точки называют плюсовыми. Трассу обязательно привязывают к реперам государственной нивелирной сети. Если на автомобильной дороге имеется поворот, то параметры этого поворота рассчитывают в виде кривой. основанием для расчета является угол поворота и радиус поворота, Радиус поворота зависит от класса дороги.

При разбивке пикетажа ведут специальный полевой пикетажный журнал. Трассу дороги показывают в виде прямой линии, даже если есть повороты. В вершине угла поворота стрелкой показывают направление поворота и указывают величину угла.

В пикетажный журнал заносятся данные о местности на расстоянии 50 м влево и вправо от оси трассы. Данные заносятся схематично условными знаками и текстовыми записями. Углы поворота измеряются теодолитом.

Рис.8.2

4 – после разбивки пикетажа выполняют нивелирование трассы. Используют метод нивелирования «из середины», плюсовые точки нивелируют методом «вперед».

5 – после прокладки нивелирного хода производят обработку журнала нивелирования и рассчитывают высотные отметки точек.

6 – заключительным этапом проектирования трассы является составление профиля трассы автодороги.

10.3 Производство технического нивелирования.

При необходимости передачи высот на большие расстояния прокладывают нивелирные ходы, состоящие из нескольких связанных между собой станций.

Рис.8.1

Путем проложения нивелирных ходов I, II, III, IV классов точности создается Единая государственная нивелирная сеть, являющаяся высотной основой всех геодезических работ на территории страны. Пункты государственной нивелирной сети закрепляются на местности постоянными знаками – реперами и марками, их отметки публикуются в специальных каталогах.

Нивелирные ходы могут быть замкнутыми и разомкнутыми. Разомкнутый ход опирается на две точки с известными отметками. В замкнутых ходах в конце измерений возвращаются к известной точке (реперу).

При большом перепаде высот между нивелируемыми точками выбирают дополнительную станцию (х-точку), а при наличии в створе между нивелируемыми точками характерных точек перегиба рельефа, их нивелируют как плюсовые.

Порядок работы на станции при нивелировании следующий:

1 – визирование на заднюю по ходу точку и отсчет по черной стороне рейки,

2 -- визирование на заднюю по ходу точку и отсчет по красной стороне рейки, 3-- визирование на переднюю по ходу точку и отсчет по черной стороне рейки,

4-- визирование на переднюю по ходу точку и отсчет по красной стороне рейки,

5 -- визирование на промежуточную точку и отсчет по черной стороне рейки.

Затем нивелир переносят на следующую станцию и повторяют наблюдения по этой методике. Все измерения заносят в полевой журнал технического нивелирования. Расхождение между превышениями по черной и красной сторонам рейки не должно превышать 4 мм, в противном случае измерения на станции следует повторить. В процессе полевых работ выполняется постраничный контроль:

Σа –Σв = 2Σhср., где

Σа – сумма отсчетов по задней рейке,

Σв – сумма отсчетов по передней рейке,

Σhср. – сумма средних превышений.

10.4 Обработка журнала технического нивелирования.

После прокладки нивелирного хода производят оценку его точности, для этого суммируют все средние превышения и сравнивают с разностью высот конечной и начальной точек хода. Невязка разомкнутого нивелирного хода определяется из выражения:

fh = ΣΣh – (Hк. -- Нн.), где

Hк. и Нн – отметки конечной и начальной точек хода.

Допустимая невязка хода подсчитывается по формуле:

fh доп.= ± 50 мм √L, где

L -- длина хода в километрах.

Если невязка хода не превышает допустимой, ее распределяют с обратным знаком поровну на все превышения.

Vh = -- fh / n, где

n – количество превышений,

V – добавка в превышения.

Сумма исправленных превышений должна равняться 0.

После получения исправленных превышений, рассчитываем высоты точек хода:

Нn = Нn-1 + hиспр.

Отметки точек вычисляются путем последовательного суммирования отметки предыдущей точки и исправленного превышения (с учетом знака превышения).

Отметки промежуточных точек вычисляются через горизонт инструмента (ГИ):

ГИ = На + ач

Нс = ГИ – с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: