Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности представлены в таблице 1
Таблица 1 – Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности
В целях сохранения положения на рынке или увеличения его доли организации необходимо работать одновременно над тремя поколениями продукта. Устойчивый уровень сбыта достигается за счет своевременного перехода к выпуску инновационной продукции, обладающей конкурентными преимуществами. При проектировании жизненных циклов продукта очень важно определить две точки E и D (рисунок 3).
Рисунок 3. – Обеспечение устойчивого сбыта за счет своевременного выпуска
инновационной продукции
Жизненный цикл инновации – период времени между появлением (зарождением) идеи, созданием новшества до его коммерческого использования и ухода с рынка (рисунок 4). Инновационный цикл обычно бывает весьма ресурсоёмким.
Рисунок 4 – Жизненный цикл инноваций
Инновационный процесс (ИП) – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе инновационной деятельности и пронизывающих всю деятельность организаций, представленная в последовательности проведения соответствующих работ. Это процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ "исследования à разработки à производство".
Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта.
Инновационный процесс, это последовательное доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Можно также сказать, что инновационный процесс – это процесс коммерциализации технологий [11].
Инновационный процесс можно рассматривать с трех сторон.
· как параллельно-последовательное проведение научно-технологической деятельности, осуществление инвестиций и маркетинга;
· в виде сменяющихся фаз жизненного цикла продукции;
· как инвестиционный проект по стадиям финансирования исследований и разработок, распространения новых товаров, их коммерциализации.
Основные отличительные особенности инновационного процесса как инвестиционного:
· стадийность;
· разный (качественный) состав участников на разных стадиях;
· длительность инвестиционного цикла ИП;
· характер и уровень инвестиционных рисков на разных стадиях ИП;
· барьеры (уровень) при переходе ИП от низших стадий к высшим.
· динамика издержек и доходности жизненного цикла ИП.